Иисус Христос часто использовал притчи как средство иллюстрации глубоких Божественных истин. Многие евангельские истории легко запоминаются, потому что персонажи ярко выражены, а символика имеет богатый смысл. Сначала Христос разъяснял смысл рассказанных притч всем, кто его слушал, но потом отказался от этого. Однажды апостолы спросили Его: «Почему Ты говоришь с ними иносказаниями?». Иисус ответил: «Вам дано знать тайны Царства Небес, а им не дано, – ответил Он – У кого есть, тому Бог даст еще, и будет у него избыток, а у кого нет, у того и то, что есть, Он отнимет. Я потому говорю с ними иносказаниями, что они смотрят – и не видят, слушают – и не слышат, и не понимают. Так исполнилось на них пророчество Исайи, гласящее: «Ушами будете слушать – и не поймете, глазами смотреть – и не увидите! Заплыло жиром сердце этого народа, туги они стали на ухо, и сомкнулись у них глаза. А иначе глазами увидели бы, и ушами услышали бы, сердцем поняли бы. И тогда ко Мне обратились бы, и Я бы их исцелил». Вашим глазам посчастливилось – они видят, и ушам посчастливилось – они слышат. Поверьте, много пророков и праведников хотели увидеть то, что видите вы, но не увидели и услышать то, что слышите вы, но не услышали».
Сегодняшняя притча о «званном пире», как сказал Его Высокопреосвященство, не просто один из нравоучительных рассказов, эта возможность каждому из нас посмотреть на себя со стороны, на свою жизнь.
«Мы должны провести анализ. Ответить на вопрос: где, в числе кого мы находимся, как эта притча касается каждого из нас? Неправильно считать, будто эта притча нас не касается, поскольку это происходило много веков назад, когда были другие законы, другие нравы и обычаи. Еще хуже, когда человек априори принимает себя за званного, потому что ходит в храм. Такие люди даже не предоставляют себе всей опасности от таких мыслей. А ведь опасность для души таких людей очевидна. Сегодня такой человек заблуждается на свой счет, а завтра начнет сомневаться в достоинствах царя, который сделал брачный пир. «Много званных», то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но «мало избранных», немного спасающихся, достойных избрания от Бога. От Бога зависит избрание, но стать избранными или нет – это наше дело. Господь этими словами дает знать не только иудеям, что о них сказана притча: они были призваны, но не избраны, как непослушные, но и о нас с вами. Своим непослушанием, своим заблуждением мы можем ввергнуть себя в муку вечную. Слова Христа о том, что много званных, но мало избранных, должны сегодня звучать для нас предупреждением, звучать устрашающе. Многие из нас пришли к вере, пришли в храм Божий, но кто может с уверенностью сказать, что будет зачтен в стадо избранником Божьих? Многие восклицают «Христос», но многих ли жизнь восклицает то же самое? Многие следуют за Христом на словах, но бегут от Него на деле. Мы облачены в брачные одежды. Одежды брачные – это наша исповедь. Это чистота нашей души, нашего сердца. Возможно ли скрыть пятнышко на белой одежде? Если есть в нашей душе хотя бы одно пятнышко, хотя бы тень греха, хотя бы одна червоточина, то мы, как и на одежде, должны стараться вывести это пятнышко, очиститься благодатью Божьей. Мы призваны с вами на этот пир веры, мы призваны войти в Церковь Божью, войти в Царствие Небесное. Но мы должны помнить, что все причастные к небесной вере в этой жизни, но ищущие при этом земного во всех своих желаниях, не смогут войти в Царство Небесное. Задумаемся над этим! Чтобы нам быть не только званными, но и избранными».