«Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий».
Обратившись затем с архипастырским словом, Его Высокопреосвященство напомнил о том, что качество Божественного огня целиком и полностью зависит от самого человека.
«Соглашаясь с апостолом Павлом, что Бог наш есть огонь, верующий человек должен отдавать себе отчёт в том, что одним огонь может давать тепло, а других жечь. Более того, одних огонь может превратить в пепел, а других, может закалить и сделать твердыми, как булатная сталь. В виде огня Бога видели Моисей и апостолы, когда Дух Святой сходил на них в виде огненных языков. Мы можем вспомнить, как молились преподобный Серафим и святитель Стефан Пермский и как огненное пламя их окружало. Это всё есть свидетельство того, что Бог может являть Себя в виде огня согревающего, созидающего и вдохновляющего. Серафим Саровский называл Бога огнём, который согревает и воспламеняет сердца и утробы. Но Бог может являть Себя и в виде огня истребляющего и попаляющего всякое зло. Такой огонь уничтожает в человеке всякий намёк на злой умысел, всякую скверну, всякое движение похоти всякое ожесточение сердечное. И чем сильнее в человеке вера, тем сильнее этот огонь, тем меньше у дьявола возможностей застудить наши сердца и превратить их лёд. Вспоминается сказка Андерсена «Снежная королева», в которой огонь любви, веры, человечности, доброты и милосердия, пылавший в сердце маленькой девочки Герды, оказался сильнее самых сильных колдовских чар. Любовь и доброта победили зло, жестокость и равнодушие, которые казались непобедимыми. Не так ли происходит и в обыденной жизни? Ведь как бывает? Видит человек зло, которое творится вокруг, жестокость, и начинает думать, что так и должно быть. Он мирится с этим, хотя и понимает, что так не должно быть, что всё это не по-божески. Если человек стал ощущать в своём сердце холод ненависти к ближнему, что является следствием прикосновения к нему дьявола, то необходимо как можно скорее призывать Господа. Только Он может помочь. Только Он придёт и согреет нас Своей любовью. Благодаря Богу мы возгораемся любовью и побеждаем в своём сердце всякое зло. Мы очищаемся этим Божественным огнём. Но и тут нужно быть осторожным, потому что для самоуверенного человека это может обернуться катастрофой. Об этом следует всегда помнить тем, кто решает идти против воли Божьей, используя Церковь в своих политических корыстных целях. За это Господь жестоко наказывает. Известен случай, произошедший уже в наше время, когда один из таких ненавистников Церкви был убит молнией средь бела дня.
Только тогда Божественный огонь будет благом для человека, будет его очищать и защищать, если он разжигается в сердце ради любви к Богу и к ближнему своему».
В заключение владыка пожелал каждому быть свечой в руках Божьих, от света и тепла которой будет отступать мрак и холод этого мира.
«Сегодня Матерь-Церковь напоминает нам о том, что, прикасаясь к огню, к Божественному огню, человек может превратиться в пепел, – если делает это необдуманно и в корыстных целях, но, в то же самое время может закалиться и стать прочным как сталь. Бог укрепляет человека и делает его сильным. Но для этого он должен всегда поддерживать Божественный огонь в своём сердце, постоянно участвуя в таинстве Евхаристии и совершая дела милосердия».