Накануне Антипасхи, которое еще называется Фоминым воскресением, святая Церковь напоминает своим чадам о необходимости подвига веры. Христос обещал апостолам Свое воскресение, но они усомнились и закрылись в горнице. Многих из них одолевали сомнения, хотя их божественный Учитель Иисус. Не было бы этих сомнений — не было бы и их отречения от Христа, их оставления Христа, которое произошло во время Его крестных мук. Но сейчас они были все вместе и вновь возносили молитву о том, чтобы их Божественный Учитель подал им хоть какой-то знак Своего воскресении. И Спаситель явился им так, как они не ожидали этого. Он явился в Своем преображенном воскресшем теле, в том самом теле, на котором оставались следы от гвоздей, которые зияли, как раны, и вместе с тем в том самом теле, которое было уже преображено и не помешало Спасителю пройти через стену горницы и явиться апостолам. Страшно было представить, что им явился призрак, искушающий их. И Спаситель, видя их маловерие, и здесь снизошел к ним и разделил их трапезу. И когда они увидели, что это не дух, а, действительно, их божественный Учитель, пришедший во плоти, то есть исполнивший до конца Свое обетование, они возрадовались.
«Эта история, — как говорит Его Высокопреосвященство, — свидетельствует нам о том, что есть только одна причина нашего малодушия, – это наше маловерие. Наша вера целиком и полностью зависит от присутствия в нас благодати Святого Духа. В таинстве Миропомазания мы получаем печать Духа Святого. Но несмотря на все это, много ли тех, кто называя себя православными, следует за Христом, верит в Него и исповедует Его заповеди? Да, мы получили потенциальную возможность созерцать Христа, но все ли мы делаем для этого, часто ли мы исполняем Его волю? Не сомневаемся ли мы в Воскресении Христа и в нашем собственном? Грех отравляет нашу душу, мешает нашей вере, мешает нам познавать Бога, мешает нашему сердцу стать вместилищем Духа Святого. Вот для чего мы должна бороться с грехами, очищать свое сердце. Святые отцы говорят, что если бы мы хоть раз в жизни искренне от всего сердца воздохнули к Богу, то в тот же момент Господь дал бы нам Свою Благодать, и все оковы диавола распались бы. И все страсти наши ослабели бы и никакого действия на нас не оказывали. Вся наша беда в нашей неискренности, лживости, неверии. Часто мы просим и не верим, что получим, каемся, но с оправданием. Мы благодарим, а в мыслях возникает вторая мысль: я ведь тоже неплохой, меня тоже можно похвалить. Мы заболеваем таким раздвоением личности всякий раз, когда вроде бы и обращаемся к Богу, и просим, и молим, а в то же время центром вселенной оставляем наши желания, наше «я», то, как мы выглядим в глазах других, то, что мы от этого получим.Это, конечно, совсем не духовное устроение – в центре должен быть Бог. «А как Бог смотрит на нас? А полезно ли это для спасения нашей души? А по совести ли я делаю? А как я потом пред Богом отвечу?» Для человека, который понял великую духовную тайну, что за все придется отвечать, ничего нет сокровенного, что не станет явным, начинается совсем другая жизнь – жизнь-предстояние пред Богом, когда мы действительно стараемся не потерять Благодать Божию. Фомино воскресение – это призыв начать борьбу с нашим маловерием, с нашими страстями, главной из которых является гордыня. Не эгоизм, не эгоцентризм, а именно христоцентризм должен стать движущей силой нашего земного бытия. Для нас вера во Христа, упование на Его милость, желание следовать за Ним дает нам возможность понять, что нет той бездны греховной, из которой не мог бы Бог поднять человека. Даже если мы будем на самом дне, стоит нам обратиться к Нему, и Он нам обязательно поможет. Только не сомневаться, только горячо верить. Вся история нашей Церкви, вся жизнь угодников Божьих, свидетельствуют о том, что только вера побеждает всевозможные дьявольские искушения и дает силы следовать за Христом, чтобы воскреснуть вместе с Ним в жизни вечной».