Православное богословие видит в Преображении Господнем прообраз Его Воскресения и Второго Пришествия, и более того — учитывая, что каждое событие церковного календаря имеет отношение к личной духовной жизни — видит преображенное состояние христиан при конце мира. В прообразе будущей славы воспоминаемой в этом празднике, Святая Церковь утешает своих чад видением вечной блаженной славы, которая воссияет после тех временных скорбей и лишений, которыми полна наша земная жизнь; в славе этой будут участвовать все верующие.
«Сегодняшний день для нас с вами, — как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, — это не красивая сказочная история, а реальная наша с вами жизнь, жизнь нашей Церкви, ибо она наполнена Божественной благодатью, – благодатью, которая «немощная врачует и оскудевающая восполняет», благодать, которая живит каждую тварь. Что значит этот день для Самого Христа и каждого из нас? В чем его смысл? Празднованием Преображения Господня Церковь исповедует соединение во Христе двух природ – Божественной и человеческой. Преображение – это явление Сына Божия при свидетельстве Отца в Духе Святом, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Для Христа Преображение состояло не в изменении Его Божественной природы, обладавшей изначальной полнотой, но в явлении Его Божества в природе человеческой. Преображение Господне есть явление Его Славы в предварении Страстей. Оно должно было во время Голгофского уничижения Спасителя укрепить апостолов в их вере, дав им незыблемое свидетельство Божества Иисуса Христа и добровольности Его Крестных страданий и смерти. Сегодня, созерцая Господа преображающимся пред Своими учениками и апостолами, мы обращаем свои духовные взоры к Нему, Спасителю нашему Иисусу Христу, думая о том, какой спасительной и живительной силой обладает молитва, способная преобразить человека, изменить его и просветить небесным и божественным светом. Ведь не случайно Преображение произошло с Господом Иисусом Христом не тогда, когда Он шел или сидел в окружении учеников, не тогда, когда Он находился в храме или в синагоге, но когда Он в молитве Своему Небесному Отцу изливал неизреченные и божественные глаголы, – одновременно божественные и человеческие, ибо Он одновременно и всецело Бог и человек.
Когда мы восходим на нашу гору молитвы, будь то храм Божий или наша келья, когда мы воссылаем Богу свои грешные человеческие словеса, Господь слышит эти молитвенные обращения, приклоняет ухо Свое к нашим словам и исполняет наши прошения, а если и не исполняет их, то не потому, что не слышит обращающихся к Нему, а потому, что любит и лучше нас самих знает, что нам нужно. Многие святые отцы говорят о том, что целью жизни христианина является обожение, то есть благодатное преображение нашего естества и приобщение к жизни Божественной. Гордыня и высокомерие низвергли дьявола с неба в преисподнюю, смирение же и кротость поднимают нас на небо.
Ведя праведную и благочестивую жизнь, силой Божественной благодати, мы можем не только сами преобразиться, но и преобразить всё вокруг. Этот мир может измениться благодаря нам с вами, нашей молитве. И мне хотелось бы пожелать каждому из нас, чтобы Преображение Господне, свидетелями которого стали святые апостолы, стало прообразом и нашего с вами преображения. Чтобы мы могли свидетельствовать этому миру о Христе Спасителе, ничего и никого не боясь».
В этот день принято приносить в храмы плоды для освящения. Их приносят для благословения в знак благодарности Богу, а также по причине их прямого отношения к Таинству Евхаристии. В тех местах, где виноград не растет или не поспевает к этому времени, освящаются яблоки, поэтому праздник Преображения в народной традиции получил название «Яблочный Спас». Однако не стоит забывать, что суть праздника не сводится к освящению плодов – это умаляет истинное значение духовного торжества, переживаемого Церковью Христовой.
Евгений Антоненко
Фото: священнодиакон Илиодор (Кугатов)
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви