Обратившись со словами проповеди к своей пастве, Его Высокопреосвященство отметил, что праздник Успения Пресвятой Богородицы является свидетельством не скорби, а радости, которая уже много веков передается из поколения в поколение.
«Принято считать, что наша земная жизнь является юдолью скорби и слез, своего рода школой страданий и испытаний. Но если это так, то кого мы должны считать своими учителями? А если человек своими учителями выбрал угодников Божьих, Царицу Небесную, чье Успение мы празднуем, то неужели его жизнь лишь источник скорби и слез и школа страданий? Да, в Евангелие тяжело найти место, где Царица Небесная радуется. Но разве это может помешать нашей жизни быть озаренной светом Её радости за нас с вами? Даже день Её Успения – это источник духовной радости, радости светлой и торжествующей. Это событие не является поводом для скорби и слез, особенно для тех, кто идет, и будет идти за Её Божественным Сыном. Как в пасхальные дни звучит радостно песнь «смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», так во дни Успения Богоматери радостно и победоносно звучат слова: «Живота Матерь к Животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную». Эта радость передается из поколения в поколение как доказательство того, что смерть побеждена, что смерть – это только переход к новой жизни, её начало. Мы не должны забывать о том, что этот праздник о нашем с вами воскресении, о том, что земная жизнь скоротечна, а душа бессмертна».
Как сказал еще Владыка, сегодняшний день учит нас правде жизни, которая состоит в том, что нужно многое претерпеть, прежде чем почувствовать вкус настоящей радости.
«В Евангелие мы не встретим упоминаний о том, чему Матерь Божия учила Иисуса Христа, но мы-то с вами, являясь Её детьми, точно знаем, чему Она может научить нас. Она может нас научить смирению, кротости и терпению. Должны ли мы своих детей учить тому же? Конечно же, должны. Нельзя почувствовать вкуса истинной радости, не испив до дна горькой чаши. Жизнью как даром Божьим, дорожит лишь тот, кто знает ей настоящую цену. Незнание цены порождает безразличие и равнодушие. Такой «ценитель жизни» не знает и не понимает, какими должны быть плоды его земного существования. Успение Божией Матери утверждает нас в блаженном уповании на жизнь вечную. Не только душой, но и Своей плотью Богоматерь вознесена на небо. И с тех пор мы обрели вечную Ходатаицу земной и вечной радости перед Сыном Ее, Который благодатью Божией через таинства святой Церкви возрождает нас для жизни вечной, где не будет ни печали, ни воздыхания. В святой Евхаристии мы соединяемся со Христом и уже вкушаем начало вечной жизни. Наша вера, наша святая Церковь именуют смерть тайной, успением. Возвращается прах в землю, чем он и был, а дух возвращается к Богу, Который дал его. И мы должны приносить плоды покаяния для того, чтобы наша душа не терзалась и не трепетала пред Господом в назначенный час».
В заключение митрополит пожелал быть достойными учениками Матери Божьей и радовать Её своими высокими оценками, – плодами покаяния, смирения и терпения.
«Нынешний день утверждает в нас веру, умножает радость, укрепляет в наших трудах и заботах. Ведь Матерь Божия и после Успения Своего нас не оставляет, будучи для нас и Взысканием погибших, и Утолением печали, и Заступницей усердной, и благой Вратарницей, и Скоропослушницей, и Милостивой Ходатаицей. Никто из нас не должен унывать и скорбеть, имея в лице Богоматери постоянную любовь, теплое ходатайство, безмерное милосердие и вечное заступничество».