«Сегодня мы прославляем Царицу Небесную и Её дивный образ, названный Тихвинским, – начал свою проповедь Его Высокопреосвященство.
А от образа мы переходим к первообразу. Кем Она для нас является? Церковь называет Её Вместилищем Невместимого, соединением земного и небесного, божественного и человеческого. А как мы Её воспринимаем? Кем является Матерь Божья для каждого из нас? Прежде всего примером того, что человек может постоянно служить Богу. Этому нас учит вся Её жизнь. Но было бы неправильно видеть в Ней только образ человека. Матерь Божья через все жизненные обстоятельства пронесла святость, чистоту и праведность и сама стала святая святых. Прославление «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим» есть прославление того великого образа, которым Господь наделил человека, и того великого призвания, которое всякий человек несёт в мир. Прославляя Божью Матерь, мы проявляем нашу веру и в этот образ, и в это призвание – не как в нечто идеалистическое, не как в некий идеал, но в то, что даёт нам силу жить по-христиански, служа Богу и ближним. Каждый из нас задумывается над своим жизненным путём и, конечно же, задумывается и об ориентирах на этом пути. Какой выбрать ориентир? Кто им станет, Царица Небесная или, может, Сам Христос? В этой земной жизни мы все дети, а дети должны учиться у своих родителей. А чему мы можем научиться у Матери Божьей? В первую очередь нам следует научиться у Неё смирению. Вспомните, с каким чувством Она восприняла благую весть Архангела Гавриила? Со смирением будущая Матерь Христа сказал: «Я раба Господня; да будет со Мной так, как ты сказал». А много ли среди нас тех, кто со смирением принимает волю Божью? Люди по-разному относятся к этой добродетели. Мирской человек воспринимает смирение как унижение. Ему кажется, что если он поступит против своей воли, против своих желаний, он унизит себя в собственных глаза и в глазах окружающих. А как воспринимает смирение духовный человек? Для него смирение и мир являются словами однокоренными. Смирение всегда связано с состоянием мира в душе, потому что неразрывно связано с почитанием Бога. Когда человек понимает кому он кланяется и для чего он живет, тогда многое становится на свои места. Если человек видит в Боге только исполнителя своих желаний, то есть относится к Нему потребительски, в его душе вряд ли будет смирение, не дай Бог на его голову свалятся какие-нибудь несчастья. Такой человек скорее начнет роптать и негодовать, чем терпеливо переносить выпавшие на его долю испытания. Искренне обращающийся в своих молитвах к Матери Божьей, испытывает в душе теплоту и благодать Святого Духа. Так происходит только с теми, у кого чистое сердце. Когда на сердце Бог, душа желает вкушать только слово Божье. То же самое с умом. Когда дух мирен, тогда принимаются единственно правильные решения. А душа мятежная, самолюбивая и злая всегда ошибается. Ум, согретый благодатью, необыкновенно силен и красив. Такие плоды приносит настоящее смирение в Боге. И Бог учит нас благу, не потому что ему нужно смирение, а потому что желает нам добра и жизни вместе с Ним. Смирение – этот тот инструмент, который позволяет нам познать и обрести Бога. Прославляя сегодня Царицу Неба и Земли, мне бы хотелось пожелать всем нам лучше узнать Её. К сожалению, мы мало знаем о том, как Она проводила будни, как молилась, как служила людям, как готовила угощения, как смотрела, как говорила. Но всё это может быть сообщено нашему сердцу через молитву к Ней. И когда Её дух сообщит нам это, мы наконец-то сможем узнать как устроено сердце, которое носит в себе Бога».