Поздравляя монашествующих с праздником творца богослужебного устава и борца с ересью, Его Высокопреосвященство напомнил о той значительной роли, которую призвано играть современное монашество в деле спасения и просвещения этого мира.
«Следует признать, что многим людям невдомёк, кто такие монахи. А это значит, что и смысл монашества им тоже не ясен. В представлении обывателя монахом движет желание покинуть мир и уединиться от его соблазнов. Они уверены, что монах – это, прежде всего отшельник, тем более, что с греческого языка слово «монах» переводится именно так – «отшельник», «одинокий». Но у монаха совсем другая цель. Одиночество для него лишь инструмент, способ, отдалившись от мирской суеты, став на путь ко Христу, обрести в Нём вечную жизнь. Его цель – соединившись с Богом, раскрыть в себе с помощью молитвы, плача, обетов целомудрия, послушания Царствие Божье. Монашеская жизнь помогает человеческому духу приносить бесценные плоды, о которых сегодня говорит апостол Павел. А какие это плоды? Прежде всего любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Они тем и бесценны, что их так не хватает этому миру. А где всё это можно встретить, как не в монастыре? Конечно же, эти плоды духа может получить каждый христианин. Вот только путь, по которому ему придется идти значительно длиннее. Путь же монаха – куда короче, но он и круче. Каждый верующий призван жить по Евангелию, но только монах воплощает евангельский идеал, стремясь во всём подражать Христу. Это к монаху в первую очередь относятся сегодняшние слова апостола: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». Монашество есть благое иго Христа, добровольно возлагаемое иноком на себя. Оно есть наиболее полное подражание Тому, Кто кроток и смирен сердцем, ради Кого монах отрекается от родителей, сродников, всего мира. Истинная жизнь монаха, его подвижничество во многом скрыты от глаз обывателя. Но его роль в спасении и просвещении этого мира невозможно преувеличить. Мы видим, что день ото дня этот безбожный мир усиливает свой натиск на неокрепшие юные души. Молодому человеку трудно обрести надежную опору в нынешней стремительно меняющейся жизни. Этот мир принуждает его отказаться от нравственных идеалов и жить только так, как подсказывает плоть. Именно святость и чистота монашеского жития должны стать тем маяком, к которому будут стремиться все плавающие в этом бушующем страстями житейском море. Причем, это касается не только тех, кто уже пришел в Церковь, но и тех, кто еще только на подходе к ней».
Сегодняшний праздник, как сказал Владыка, знаменателен ещё тем, что мы вспоминаем время, когда широкое распространение получила ересь монофизитства.
«И значительную роль в борьбе с этой ересью сыграл преподобный Савва. Благодаря его подвигам и трудам Иерусалимская Церковь до сих пор остается матерью всем Церквам. Она не ушла в монофизитство, хотя многие патриархи того времени под давлением императора и еретиков склонялись к ереси, но святой Савва не только отстоял истинную Православную веру, но и задал нам некий ритм, по которому мы должны жить. Его жизнь вот уже много веков остается образцом веры, любви и мужества. Истинное мужество христианина состоит не только в том, чтобы говорить правду о Христе, но и жить по правде. Правда извечна. Она прежде всех век восседала с Христом-человеколюбцем одесную Отца, вместе с ним воплотилась и возжгла на земле свой светоч. Она стояла у подножия креста и сораспиналась с Христом; она восседала, в виде светозарного Ангела, у гроба Его и видела Его воскресение. И когда Человеколюбец вознёсся на небо, то оставил на земле правду как живое свидетельство Своего неизменного благоволения к роду человеческому. И тот, кто всегда лжет, кто не хочет жить по правде, сам того не ведая, становится слугой врага рода человеческого. Где нет правды – там нет и чистоты сердца, там нет и плодов духа. Правда – это тот единственный компас, который показывает правильное направление. А сбиться сегодня со спасительного пути особенно легко, потому что очень много ложных ориентиров. Но стоит к ним присмотреться и сразу станет понятно, что они ведут не к Богу, а опять же, к человеку, пораженному гордыней и самостью, живущему не по правде, а по своим страстям. Пусть же Господь по молитвам преподобного Саввы помогает нам распознавать таких людей. Чтобы мы могли молиться за них, ведь Господь для нашего вразумления посылает не только хороших людей, но и плохих, пораженных многими грехами, в том числе и грехом гордыни».