В этот день за богослужением читается фрагмент Книги Бытия, в котором говорится об изгнании Адама из рая, – событии, которое в Церкви называется страшным, ибо коренным образом изменило жизнь всего человечества, причем, не самым лучшим образом.
«Это событие, — как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство, — действительно очень важное и страшное еще и потому, что непосредственно касается каждого из нас, ведь все это произошло с нашими очень родными людьми – Адамом и Евой. Они на самом деле очень родные нам, ведь и их кровь течет в наших жилах. Каждый из нас считает их своими прародителями. От них пошел весь человеческий род, все народы в мире. Но Святая Церковь предлагает нам воспоминание об Адамовом изгнании не для того, чтобы нас напугать. Это нужно для того, чтобы наша душа могла усвоить опыт прошлого. Усвоить так, как усваивает первоклассник таблицу умножения, чтобы в дальнейшем при решении сложных алгебраических задач, он уже не путался в элементарном. Чтение Ветхого Завета вообще очень полезно.
Так чему нас должна научить история, произошедшая в Эдемском саду? Адам жил в раю и все ему поклонялись, он имел все, что нужно. И тут происходит то, что многие могут посчитать непоправимым. Но на самом деле все это поправимо. Все это можно исправить, но как? Адам был создан свободным: он мог, по образу и подобию Божию, избирать тот путь жизни, который захочет. Это мог быть либо путь, предложенный Богом, путь сыновнего благодарного послушания, доверия, любви, созерцания Божественной красоты первозданного мира, то есть путь, устремленный к Богу или путь, предложенный дьяволом: «Вкуси от запретного плода – и сразу же будешь как бог!». И мы с вами не просто наследники того искушения, мы с вами по-прежнему рискуем стать его участниками и жертвами. Ведь, если дьявол смог искусить Адама в раю, то уж в нашей повседневной жизни сделать это гораздо легче. Бог, конечно, же, мог создать Адама таким, чтобы он и помыслить не мог, чтобы ослушаться Бога. Но Адаму предоставлен был выбор. И мы с вами свободны, и у нас есть выбор. Не для того, чтобы запугать, святая Церковь снова и снова читает для нас этот фрагмент Книги Бытия. А как раз для того, чтобы мы, вооружившись необходимыми знаниями, могли дать отпор дьяволу, который обязательно станет нас искушать, особенно в дни Великого поста, особенно в те моменты, когда хочется совершать дела милосердия, дела благотворения. Адам, когда совершал свой проступок, наверняка, рассчитывал, что Бог его простит, что любовь Отца защитит сына от наказания. Бог возможно и простил бы Адама, а Он и простил его, но дух противления, дух дьявольский уже поселился в его сердце, из-за чего он уже не мог жить перед лицом Божьим. Мы хорошо помним, как Адам и Ева, после того, как вкусили плод от древа познания добра и зла, буквально сломя голову сбежали, спрятались, услышав голос Бога. Они не могли выносить присутствия Божия, и по сути сами себя изгнали из рая, прежде чем Господь Бог выслал их из сада Эдемского. Если мы не хотим последовать за Адамов и Евой, мы должны быть начеку, быть верными и послушными детьми Божьими. Бог избрал для нас особый путь спасения, и отправил нас по этому пути. Так неужели Он оставит нас одних? Он всегда рядом с нами. Но чтобы почувствовать это, ощутить всем своим сердцем Его присутствие в нашей жизни, нам следует все наши мысли, все наши дела посвящать Господу и направлять на служение Церкви Христовой».
По заамвонной молитве были совершены молебный канон вмч. Феодору Тирону и благословение колива, которое затем было роздано верующим.