После поздравления с престольным праздником отца настоятеля, прихожан и многочисленных участников праздничной литургии, Его Высокопреосвященство обратился со словами проповеди о значении жизни святого для укрепления веры Православной.
«Отцу Иоанну довелось жить в эпоху «безвременья», которое еще называют периодом упадка Православия, когда люд православный охладел и к вере, и к таинствам церковным, – напомнил владыка. – Ихотя все были обязаны ходить по воскресным дням в церковь и причащаться, веры настоящей уже не было. Народ уже не «приступал с дерзновением к престолу благодати», к чему призывает нас апостол Павел. Человек настолько возгордился, настолько уверовал в свои собственные силы и возможности, что добровольно отказался от престола благодати и уже не видел в нем источника помощи Божьей. Такое отношение к вере и Церкви обернулось небывалым ростом терроризма, революциями, общественными потрясениями и многомиллионными жертвами. И вот в такое смутное время Господь призывает к служению отца Иоанна, который решает посвятить себя целиком и полностью Богу. После свадьбы он говорит своей жене: «Счастливых семей Лиза, и без нас много, а мы с тобой давай посвятим себя на служение Богу». Этими словами он определил для себя весь дальнейший жизненный путь и свое призвание.
Своей жизнью, своими проповедями он начал возогревать в людях забытые чувства и восстанавливать потерянную связь в отношениях с Богом. Причем не такие отношения, когда говорят: «дай мне, Господи», а когда говорят: «возьми, Господи», «научи меня, Господи», «помоги мне, Господи». Сколько людей приходило к нему с опустошенными душами, а уходили обновленными благодатью Божьей! Причем многие приходили послушать его проповеди просто так, из любопытства. Но после общения с батюшкой простые люди, не имеющие в душе веры, а лишь сомнения, перерождались, а их сердца наполнялись теплотой веры. После службы он обычно уезжал в Петербург к многочисленным больным, домой возвращался глубокой ночью. Нередко он по несколько ночей не спал, – просто не было времени. Нет никаких сомнений, что такие нагрузки мог выдержать только человек при помощи благодати Божьей»
К сожалению, как сказал еще Его Высокопреосвященство, и в наше время немало тех, кто не имеет в душе твердой веры, а лишь сомнения.
«Они часто задаются вопросами: сколько нужно причащаться, зачем нужно причащаться, в чем польза причастия? Но при этом совершенно не задумывается о главном: с каким сердцем нужно подходить к Чаше? Как исповедоваться, как очистить душу от своих грехов? Почему это так важно? Да потому, что кроме престола благодати, нас еще ждет и престол Суда. Это вовсе не запугивание, как кто-то может подумать, а лишь желание возогреть в наших душах забытые чувства любви к Богу. Не чувство страха, а чувство осознания, что теряя любовь к Богу, мы тем самым теряем и любовь Божью к нам. Когда мы начнем так осознавать, когда задумаемся над тем, что мы скажем Господу, что принесем к Его престолу во время Суда, мы начнем по-иному относиться как к самой жизни, так и к той возможности спасти свою бессмертную и бесценную душу, которую дает нам Господь».
В заключение своей проповеди Его Высокопреосвященство пожелал не тратить отпущенное нам время впустую.
«Постарайтесь использовать его с пользой для нашей души. Живите со Христом, возогревайте в своих сердцах чувство любви и благодарности к Богу. Не бойтесь идти в этот мир и как праведный Иоанн Кронштадтский проповедовать о Христе. Не думайте, что это долг лишь священников и богословов. Это священный долг каждого преданного и искренне любящего Бога, – от архиерея до мирянина. Любите Христа, Который вместе с нами страдал и продолжает страдать. Не бойтесь, ищите Его в своей жизни, как это делал праведный Иоанн Кронштадтский. Отец Иоанн вел духовный дневник, читая который понимаешь, что его мог написать только искренне любящий и верующий человек, – настоящий христианин. Читайте его, и вы поймете, что у каждого из нас не может быть другой потребности кроме любви и искренней веры в Бога, постоянной борьбы со своими страстями, искушениями за веру Православную, единственно укрепляющую и спасающую».