В Украине хлеб почитали как священный продукт. С давних времен у нас существует множество традиций, связанных с хлебом. Например, на свадьбе новобрачных встречают с караваем. В украинской хате на столе всегда лежала буханка свежего хлеба, щепотка соли и кувшин с водой. Хлеб давали в дорогу, да и сегодня часто говорят: «Хлеб — всему голова!»
Наверное, с тех самых пор, как вообще существует язык человеческий, слово «хлеб» звучало и мыслилось отнюдь не только в собственном значении. Это великое слово означало все, что обеспечивает существование, жизнедеятельность человека, все потребное, без чего нормальная, полноценная жизнь невозможна. Таким образом, изначально хлеб был не только продуктом питания, в нем заключались и великий смысл, и высокая символика.
Произнося над согрешившим праотцем нашим Адамом столь же непреложный, сколь и праведный приговор, Господь сказал: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19). И в этих высочайших словах «хлеб» также означает все нужное и для тела, и для души.
Хлеб – одно из важнейших жертвоприношений Единому Истинному Богу от народа Израилева. Место для хлебного предложения отводилось особое – стол в святилище пред Святая Святых. «И полагай на стол хлебы предложения пред лицем Моим постоянно» (Исх. 25, 30). Стол с двенадцатью хлебами предложения, как и кадильный алтарь, находился в святилище Ветхозаветной скинии. В Иерусалимском храме стол был украшен золотом.
Минули тысячелетия, и мы, православные христиане, сподобились вкушать надмирный хлеб Тела Христова в Таинстве Святого Причащения. Однако и этот хлеб дается нам в поте лица: для его вкушения нам необходимо потрудиться в покаянии и посте, а если Бог даст, то и слезы пролить.
Сам Господь Иисус Христос называл Себя «хлебом жизни» (Ин. 6, 35); говорил, что «ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6, 51). Наконец, Он благоволил хлебу, весьма близкому по составу к человеческой плоти, быть в таинстве Евхаристии пресуществляемым в Тело Свое: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26, 26). Хлеб, состоящий из многих зерен, олицетворяет собою Церковь – Единую при множественности ее членов. Литургической жизни не может быть без церковного хлеба — просфор. А без Литургии не может жить Церковь. Значит, место, второе после храма, – просфорня, там, где пекутся хлебы специально для Литургии.
И в этот день мы говорим не только о важной роли, которую хлеб играет в нашей жизни, но и об уважении к тем, кто делает его. Послушание просфорника или просфорницы — это не просто работа, это нелегкий труд и это — искусство. В просфорне трудятся с утра до вечера, используя свои знания, навыки и, конечно, любовь к делу. Говорят, что тесто тонко чувствует настроение человека, его душевный настрой.
В Международный день хлеба от лица всей полноты Запорожской епархии УПЦ мы поздравляем всех, кто причастен к выпечке просфор — древнего и священного хлеба в нашей епархии. Благодарим Просфорников и просфорниц за их труд, веру в Бога и любовь к своему делу!