Воскресение из мёртвых без опоры на веру, как сказал Его Высокопреосвященство, не поддаётся обычному осмыслению.
«Греховному человеку не охватить всю правду Бога о нас с вами. Как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), «мы знаем лишь нечто, но никак не всё». Вот только осмыслить даже это «нечто» можно только с опорой на Священное Писание и многовековой опыт Церкви. Если Бог, Который родился, жил среди людей, умер и воскрес, то и мы воскреснем. Воскресение, которого мы все так чаем, невозможно описать словами. Это особое духовное состояние, особый переход, который нельзя ни измерить, ни идентифицировать на традиционном земном уровне, а только на духовном. И предшествует ему Царствие Небесное, в которое, как известно, «ничто нечистое не может войти и никто, творящий мерзости и лгущий». Если мы хотим наследовать его, то должны избавляться от своих грехов, очищать свои сердца. Мир так устроен, что грех омывает каждого из нас. Вот только поразить своим губительным ядом он может только того, кто захочет его принять, кто подготовит для него своё сердце».
Единственный способ обезопасить свою душу, как отметил владыка, это всегда подражать Господу нашему Иисусу Христу.
«Противостоять искушениям дьявольским и не грешить нам помогает наше желание следовать заповедям Божьим. Священное Писание и опыт угодников Божьих, таких как Мария Египетская, память которой мы сегодня совершаем, убеждают в том, что «кто рожден от Бога, тот не грешит». Но при этом святые никогда не называли себя праведниками, ибо сказано в Писании: «Если скажем, что греха у нас нет, сами себя обманываем, и истины в нас нет». Они прилагали невероятные усилия для того, чтобы даже частичка греха не могла проникнуть в их душу.
Это очень важно для всех, кто считает себя рождённым от Бога. Ведь замысел Бога о человеке – это не только воскресение. Это все события, приводящие его к воскресению, а именно к смерти. Есть ли в тех событиях, участниками или свидетелями которых, мы являемся, проявление замысла Божьего? Исполняем ли мы при этом Его волю или поступаем по велению своего, пораженного грехом, сердца? А ведь Бог ничего против нашей воли делать не будет. Как говорил Блаженный Августин, Бог создал человека без его участия, но спасать без его участия Он не будет».
Запорожский архипастырь пожелал бороться с грехами и искать противоядие им в таинствах Церкви.
«Понятию жертвенности современным человеком даются совсем другие трактовки. Жизнь и душу он не хочет посвящать Богу. А ведь и жизнь, и всё, что он имеет, даны Богом. Если бы Бог хотел, чтобы человек только ел и пил, он снабдил бы его только ртом. А Он хочет, чтобы совершенство, которое предполагает бессмертие и нетленность, включало в себя ещё мудрость и ум. Однако грехопадение произошло. Искушение дьявола добиться обожения без Бога, сработало, и было принято человеком. Но душа-то его по-прежнему скорбит и просится к Богу. И Господь, несмотря на наше предательство, продолжает любить Своё творение. Если мы хотим наследовать Царствие Небесное и воскреснуть, то должны полюбить Бога так же, как Он любит нас и пройти весь Его земной путь до конца».