В сослужении Высокопреосвященнейшего Александра, архиепископа Городницкого, Высокопреосвященнейшего Феодосия, архиепископа Боярского, Высокопреосвященнейшего Романа, архиепископа Конотопского и Глуховского, Преосвященнейшего Леонида, епископа Мозырьского и Туровского, Преосвященнейшего Сергия, епископа Ладыженского, митрополит Лука совершил Божественную литургию.
Обратившись затем к своей пастве со словом проповеди, Его Высокопреосвященство напомнил о важности неразрывного поклонения как образу, так и Первообразу.
«А это значит, что сегодня мы прославляем не только икону, а и саму Царицу Небесную. Мы поклоняемся Её образу, а в уме имеем Её Первообраз. Мы никогда не должны отделять одно от другого – образ от прообраза. Для нас, для нашей веры, для постижения науки быть кроткими, смиренными и терпеливыми они всегда совместны и неразделимы. От почитания иконы «Утоли моя печали», мы переходим к почитанию самой Царицы Небесной. Трудно в наше время найти дом, где бы ни стояла икона Божьей Матери. То есть образ Божьей Матери есть почти у каждого, а всегда ли в таких домах почитается сама Богородица? На сегодняшнем богослужении звучит фрагмент евангельского чтения, когда одна ни кому неизвестная женщина восклицает: «Блаженна мать, родившая и вскормившая Тебя!» Такие слова мог произнести только горячо любящий и почитающий Христа-Человек. В ответ же на это Господь говорит, что блаженны станут те, кто слышит слово Божье и соблюдает его. А мы с вами слышим слово Божье, но всегда ли мы его соблюдаем? Ведь если Господь говорит нам о любви к ближнему, а мы её не имеем, то тем самым нарушаем данное Ему обещание. А что происходит с человеком, который нарушает данную клятву? Он становится клятвопреступником и несет за это наказание. Только тогда мы достигнем высшей степени блаженства, если исполним данный Богу обет. Если будем не просто слышать слово Божье, а и воплощать его в жизнь».
По мнению владыки, в среде православных верующих, к великому сожалению, часто можно встретить желание помолиться непременно перед какой-то определенной иконой.
«Желание найти для себя самую красивую икону является скорее свидетельством обрядоверия, чем подлинного благоговения перед Первообразом. Попытка разорвать связь образа и Первообраза ведет к язычеству, когда поклоняются предмету, вещи. Сегодня мы убеждаемся на примере простой женщины, которая высоко ставила только телесное отношение Матери Христа к Ее Сыну, что одного телесного приближения мало. Для того чтобы быть блаженным требуется и душевная близость ко Христу – наше желание слушать и хранить слово Божие, которое Он возвещает. И если Господь говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем», то мы должны строго следовать этим словам. Ведь каждое слово и дело Спасителя есть правило благочестия и добродетели. А мы вместо того, чтобы следовать слову Божьему с головой уходим в повседневные дела и заботы. А есть ли место среди них Богу? А там, где нет места для Бога, то там всегда будет место для скорбей и печалей».
Запорожский митрополит призвал всегда иметь в памяти образ Христа и Его Матери, чтобы никогда и ни в чем не отклоняться в своей повседневной жизни от Первообраза.
«Сегодня наша Церковь также прославляет память священнномученика Владимира Киевского и Галицкого. Вся его жизнь – это пример следования за Христом, пример выстраивания собственного образа жизни в полном соответствии с Первообразом. Это образец совершеннейшей жизни во Христе. Но для нас с вами мало помнить об этом, мало помнить о Господе и Царице Небесной. Мы должны действовать, подражая им. Но как это сделать? Неужели уединиться в пустыне и питаться лишь тем, что Бог пошлет? Каждый из нас в поте лица своего добывает хлеб свой насущный. А пища духовная? Неужели для неё не нужно прилагать никаких усилий? Как раз для того, чтобы наша душа насытилась благодатью Духа Святого, нужно приложить неизмеримо больше усилий. И это произойдет не сразу, и не факт, что обязательно произойдет. Но делать шаги в этом направлении, трудиться для этого, мы должны, как и непременно должны идти навстречу Господу, навстречу Царице Небесной. Каждому из нас уготовано Царствие Небесное. Нам это обещал Господь. И мы не должны в этом сомневаться, не должны давать врагу рода человеческого ни малейшей возможности заронить в наши души даже зернышка сомнения, – особенно сейчас, когда так легко впасть в соблазн, когда вокруг так много тех, чьи сердца зачерствели. Будем же молиться перед иконой Божьей Матери и Господа нашего за этих людей. Будем просить для них исцеления от недуга равнодушия и безразличия. Это страшный недуг, который, если его не побороть, приведет к гибели не только тела, но и что во много крат страшнее, – к гибели души. Эти люди могут погубить свою душу и погубить её безвозвратно. А что может быть страшнее этого? Но ни Господь, ни Матерь Божья, не хотят гибели своих чад. Они всегда готовы помочь. А для этого человеку следует прежде вспомнить о Боге, вспомнить о том, чей образ он носит в своей душе, чтобы ощутив всем своим сердцем присутствие Божье, начать жить по Его слову, а не по своим прихотям».
В заключение своей проповеди Его Высокопреосвященство пожелал не только восхищаться красотой икон, а научиться видеть в них небесную гармонию.
«Святые лики, изображенные на иконах, не только радуют наш глаз, но и помогают идти по пути духовного и нравственного совершенствования. Когда мы взираем на образы Господа нашего Иисуса Христа, непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, Ангелов Божьих и всех святых, мы побуждаемся помнить и любить их прообразы. Яркие иконописные образы – это как прорыв из тьмы к свету, из мира греха в мир святости, из хаоса – в небесную гармонию».