«Сегодняшний воскресный день называется Антипасхой или же Фоминым воскресеньем. Приставка «анти» некоторыми людьми воспринимается как нечто негативное, по аналогии с другими словами в нашем языке, такими, например, как «антихрист», но это совсем не так. Почему вдруг Антипасха? Что тут противоречит Пасхе? На самом деле ничто и ничему здесь не противоречит и греческое слово «анти»в данном случае означает не «контрпасха», а «напротив Пасхи».Дело в том, что то, что было Пасхой для всех апостолов – явление Христа по воскресении, для апостола Фомы Пасхой не было, так как его тогда не было с ними. Антипасха – это его Пасха, другая, вместо той самой Пасхи, которую он не пережил с другими апостолами, потому что он не видел воскресшего Христа, потому то он не поверил. Но почему не поверил? Оказывается ему мало слов апостолов, мало свидетельств о воскресении. Ему нужен достовернейший, как он полагает, опыт познания, основанный на осязании, – одном из человеческих чувств. И он произносит слова, поражающие своей дерзостью, разве можно к Богу обращаться таким образом… «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». И Христос приходит на восьмой день к нему и все видят раны на его теле, которых ранее апостолы не видели, и восклицает тогда впервые Фома: «Господь мой и Бог мой!» Есть нечто очень глубокое в этом воскресном дне, который следует за Светлой седмицей, за временем, когда мы просто праздновали, просто искали себе отдохновения от великопостных трудов. Сегодня вновь Церковь грозно напоминает нам о необходимости для нас подвига веры. Для этого мы вспоминаем апостола Фому, память о котором, к сожалению, зачастую сводится к словам «Фома неверующий». Этими словами мы хотим дать характеристику человеку, который не очень глубоко верит в Бога и не очень глубоко доверяет нам. А между тем, как говорит святитель Иоанн Златоуст, «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать слово Божие народам диким». И мы с вами имеем самое прямое отношение к Фоме. В эти праздничные дни, когда пасхальная радость занимает все наши мысли и чувства, святой апостол Фома напоминает нам о том труде, который предстоит нам на все последующие годы нашей жизни. Он призывает нас ответственно и осмысленно идти за Христом, жить во Христе, размышлять о Христе, задавать Ему вопросы, потому что Он ждет от нас любых вопросов. И на каждый наш искренне заданный вопрос мы будем получать от Него ответ, причем именно тот, который в конечном итоге и приобщит нас к подлинной пасхальной радости, и не только в послепасхальные дни, но и во все дни нашей жизни».
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви