«Единственное состояние, в которое человек должен всегда стремиться привести свой дух, – сказал Его Высокопреосвященство, – это мирное состояние.
У человека, который хочет быть счастливым и жить полноценной жизнью, попросту нет иного выбора. Не случайно апостол Иаков напоминает своим ученикам о необходимости хранить мир в душе, поскольку там, где нет мира, там всегда «зависть и сварливость, там неустройство и всё худое». «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир», – говорит он. Разве не пришло время задуматься над этими словами апостола? Откуда берутся войны и все кровавые конфликты? Любая война есть следствие духовной немощи человека и его грехопадения. Но даже у грехопадения есть свои пределы. Вот почему по закону Божьему война должна начинаться с предложения врагу мира. Ему давался шанс привести свой дух в состояние мира и тем самым избежать бессмысленных жертв. Бог дал человеку Свои представления обо всём на свете. Нам же остаётся лишь применить это на практике, в своей повседневной жизни. Всё можно почерпнуть в Священном Писании. Всё описано в Библии, в том числе и то, какой предел установлен Богом человеческому гневу и жестокости. Вот только дьявол, внушая человеку, что он мудр и всё знает, не позволяет ему руководствоваться словом Божьим. А это значит, что войны будут продолжаться, а с ними будет возрастать давление на душу человека из-за неразрешимых нравственных противоречий. Христос знал это и поэтому предупреждал, что войны будут сопровождать всё время земного существования человечества. До тех пор, пока дьявол будет управлять нашими желаниями. А ему не нужен мир, потому что война делает человека несчастным. А этого и добивается враг рода человеческого?»
Для достижения мира, как сказал владыка, человек должен бороться со своим главным внутренним врагом – с самим собой.
«Ради мирного состояния своего духа человек должен бороться со своими страстями. Только при этом важно помнить, что победа в этой борьбе не придёт сразу. Сегодня мы выиграем одно сражение – победим одну свою страсть. Скажем, чревоугодие или зависть, завтра – другую, и так придём к окончательной победе. Стараемся ли мы избавиться от этих страстей? Стараемся ли стать победителями в этой борьбе? Вот какие вопросы каждый должен задавать себе? Господь призывает нас к покаянию для того, чтобы человек заглянул в свою душу, ужаснулся и стал каяться. Вот почему мир так восстаёт на Церковь. Только Церковь говорит о том, что нужно человеку на самом деле, что нужно его душе. Теми, кто живёт страстями, легко манипулировать, их легко превратить в инструмент для исполнения чужой воли. Попробуйте предложить человеку, живущему по закону Божьему, что-то богопротивное. Причина всех нестроений именно в том и состоит, что человек не хочет из-за своей гордыни поступать по заповедям Божиим, то есть так, как поступил бы на нашем месте Господь. Посылал ли Христос кому-то проклятия? Желал ли кому-то наказания? Осуждал кого? Мы должны оставаться солью земли для этого мира. Мы должны исправляться, а для этого постоянно бороться со своими страстями. Ведь если мы будем исправляться, то и мир вместе с нами станет другим. А Господь нам в этом всегда поможет».
В заключение Запорожский архипастырь пожелал помогать друг другу выходить победителем в бескомпромиссной борьбе с собственными страстями.
«Мир наступит лишь тогда, когда в нашей душе не останется ни одной страсти. Будем стараться работать над собой, молиться Богу и уповать на Его милость. А Он нас никогда не оставит. И примеров этому великое множество. Так по милости Божьей мы получили помощь от наших братьев из Сербии. Благодаря полученным средствам мы приобрели дорогостоящее медицинское оборудование для наших детских больниц. А на Рождество Христово удалось провести утренник для нашей детворы и порадовать их сладкими подарками (более тысячи семьсот детей). В это сложное время не только для нас, но для них, они нашли возможность оказать нам помощь. О чем это свидетельствует? Только об одном – нашем единстве во Христе, у Которого нет “ни элина, ни иудея”. Мы все – Христовы! Как мы можем отблагодарить их за это? Как можем подтвердить наше единство? Это наша общая молитва, это прославление наших общих святых. Одним из таких святых является святитель Савва, первый архиепископ Сербский, память которого мы сегодня совершаем. Он нас всех объединяет, и мы этим Богослужением об этом свидетельствуем. Сегодня мы также молимся и о многострадальных братьях наших сербах, которые проживают в Косово и Метохии. Прошения, которые вы слышали о мире на землях Косово и Метохии составлены Патриархом Сербским Павлом. Вы также слышали молитву к Божьей Матери, Ея образу Печскому, который написан апостолом Лукой, а принесен в пределы Сербии святителем Саввой. Сам текст молитвы я взял из дневников владыки Амфилохия, митрополита Черногорского и Приморского, которого знал лично. Мы вместе молимся о мире на наших землях. Хотелось бы, чтобы мы нашей общей молитвой свидетельствовали об этом всегда. Свидетельствовали о нашем духовном единстве во Христе, которое не зависит от настроения политиков. У святых нет национальности, нет партийной принадлежности. У них только одна принадлежность – Господу Богу. Их душа принадлежит Христу и мы должны жить так, чтобы наша душа принадлежала не политическим манипуляторам и пропагандистам, а Богу».
По заамвонной молитве были пропеты тропарь и кондак святому Савве и прочитана ему молитва, после чего прозвучало величание угоднику Божьему, во время которого все молящиеся поклонились его образу. За богослужением звучали прошения на сербском языке, также были включены некоторые особенности сербского богослужения.