Моя православная педагогическая философия
Карпуша Елена Семеновна, руководитель воскресной школы «Виноград» с. Константиновка Мелитопольского р-на
Размышляя о проведенных уроках в воскресной школе, я понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается занятия и начинается моя жизнь. Возможно, это и есть моя дорога, ведущая к счастью воскресного общения с учениками и бесконечной жизни в душах моих воспитанников.
Педагог по образованию, я не работаю учителем, но именно воскресные уроки дают мне прекрасную возможность соприкоснуться с миром педагогики. Это возможность чему-то научить детей и, общаясь с ними, открывать для себя новое.
Взрослеют дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о Божьих законах глазами детей, находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках, помогать им правильно понять смысл бытия, познать Христа, радоваться их успехам и сопереживать вместе неудачи.
Быть учителем в воскресной школе – это значить жить.
Для меня проводить занятия в воскресной школе – это значит сопровождать детей в поисках Истины и веры в наше спасение. Это, прежде всего – призвание души, её состояние, её потребности: передать детям понятия Православия, научиться пользоваться Законами веры в жизни и не бояться смириться перед жизненными ситуациями, зная и понимая, что Господь всегда невидимым образом нас оберегает, изливая Свою всеобъемлющую Любовь.
Воскресная школа – удивительная страна, где каждый урок не похож на предыдущий. Занятия проходят один раз в неделю, и у нас с ребятами есть прекрасная возможность соскучиться друг за другом. Нам не нужно торопиться на занятиях, мы подробно разбираем все интересное, что таится в Библии. В ней много энергии, знания, умения.
За многие годы работы в воскресной школе я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании основ жизни и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, прощаясь с детьми, думаешь: «А что будет через неделю? Как сделать так, чтоб твой урок запомнился?» Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Как подобрать материал, чтобы процесс обучения на занятиях в воскресной школе был интересным, творческим, запоминающимся? Я уверена, что только вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.
Я считаю вершиной педагогического мастерства научиться дару рассуждения.
На своих уроках по Закону Божию я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся учились сами добираться до Истины, стремлюсь заинтересовать воспитанников, создавая различные игровые ситуации для возможности самостоятельного анализа изучаемого материала. Для этого я использую такие формы деятельности учащихся как блиц-турниры, викторины, логические задачи, обыгрывание ситуации, которые позволяют наглядно увидеть нам (и мне, и детям) наши недоработки в занятиях и исправиться.
В воскресной школе не найдешь двух одинаковых детей, у каждого свой характер, своя семья. Вместе учатся и обласканные родителями дети и те, которые не видят любви и заботы, для них семья заключает в себе боль, страх, унижение. Изначально известно, что человек плохим не рождается, его таким делает воспитание, окружающие люди. Такие дети нуждаются в особом внимании, заботе и поддержке, комфорте, хотя бы на уроках в воскресной школе. И, получив частичку Божией любви, принести домой и поделиться со своими ближними.
Я считаю, что любовь к детям в стремлении понять и помочь смысл жизни и свое предназначение в ней – профессионально важные качества учителя, поэтому для меня, как учителя воскресной школы, на первом месте стоит внутренний мир ребенка. Учитель может стать Педагогом только после многолетнего общения с детьми.
Учитель воскресной школы – это сеятель. Но его работы до поры до поры времени не видит никто. Посеянные семена знаний должны дать плоды при правильном «поливе» (т.е. поддержке родителей и ближних) ни сегодня и не завтра, а, может, со временем духовного развития маленьких чад Божиих. Хорошо если это состоится уже в стенах воскресной школы, но часто это происходит уже во взрослом состоянии.
А где же черпаем мы знания – «зерна» наших знаний и умений? Конечно, в книге жизни – Библии, и в любви к детям!
Все наши дети талантливые, богатые способностями! Главное – создать каждому ребенку плодородную почву для развития его талантов, где он мог бы поверить, что у него все получится, что он способный и любимый Господом! И результат не замедлит сказаться. А что нужно еще педагогу, кроме как видеть, как твой ученик совершенствуется, стремится к вечному, доброму.
Составляющие учительского успеха – доброта, честность, искренность, справедливость, терпение, смирение, вера, надежда и любовь.
Притча о свечах
«Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая свеча сказала: Я – Спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранять. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!» И огонёк этой свечи погас.
Вторая сказала: – «Я – Вера, к сожалению, я нужна не многим людям. Люди не хотят слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть» Подул лёгкий ветерок и загасил свечу.
Опечалившись, третья свеча произнесла: «Я – Любовь, у меня нет больше сил гореть, люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего, – своих близких» И эта свеча угасла.
Вдруг в комнату зашёл ребенок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он заплакал: «Вы должны гореть – я боюсь темноты!»
Тогда четвертая свеча сказала: «Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: Я – Надежда!»
Надежда» – это и есть учитель, наставник, который своими трудами может зажечь все три свечи – Спокойствие, Веру и Любовь!
Так давайте же жить с радостью, не освещать себе жизнь внешним светом, а самому быть свечой, свечой любви и счастья, тепла и добра, мира и благополучия!
Методический центр Запорожской епархии УПЦ