Методический центр Запорожской епархии УПЦ совместно с кафедрой богословия и гуманитарных дисциплин КПУ к Дню учителя проводит среди учителей воскресных школ конкурс эссе «Что нужно изменить в современной воскресной школе?». Предлагаем ознакомиться с лучшими работами.
Сегодня о современной воскресной школе рассуждает Жук Екатерина Павловна, педагог воскресной школы «Радуга» кафедрального собора св. Александра Невского г. Мелитополя.
Воскресная школа в современных условиях
Современные дети застали удивительное и непростое время. На их долю выпало самое непростое испытание – поток массовой информации, которая сочится на них с гаджетов, из уст взрослых и сверстников. Этой информации настолько много, и она настолько разнообразна, что порой детский мозг не успевает ее усвоить. А еще, в силу своей неопытности – отфильтровать, проверить и применить на практике. А что можно требовать от ребенка, если даже взрослые не всегда имеют силы справится с тем, что происходит вокруг них.
Юные умы, непривычные думать и анализировать, чаще всего подвержены некачественной информации. Она проста и доступна. Не требует больших умственных ресурсов. В результате чего страдают как дети, так и их родители. Поэтому именно форма и подача информации так важна в современной воскресной школе. Помимо самой информации, очень важно дать детям ощутить ее на физическом уровне.
Знание рождает действие. Действие рождает определенное последствие. И, подрастая, ребенок должен понимать, какие знания будут для него полезны и помогут ему развиться как личности, а какие — станут губительными для его души. Все это можно получить лишь при взаимодействии детей и взрослых. Когда диалог строится на равных и стираются границы в общении. Полное доверие, понимание и принятие мыслей и мнения ребенка.
Очень важно создать атмосферу и выстроить работу таким образом, чтобы воспитанники знали и понимали – именно здесь они могут обсудить самые тревожные и волнующие их вопросы. Как сделать так, чтобы ребенок открылся и пошел на контакт, да еще сказал о наболевшем? Прежде всего стоит научиться его слушать, не давая советов. Просто выслушать и все! А еще, никогда не бояться выглядеть перед детьми не компетентным в каких-то вопросах. «Я не готова сейчас дать ответа на ваш вопрос, но обещаю, что в следующий раз мы с вами обязательно поговорим об этом».
Проговаривая и обсуждая острые проблемы современного поколения, мы научим их думать и работать с информацией. Когда дается готовая информация «действия=результат» — ребенок живет шаблонами и до конца не осознает важность происходящего вокруг и не ощущает наполненности.
Когда же ребенку будет дана возможность подумать о последствиях, страх ошибок будет меньше, а ответственность за свои поступки возрастет. Такие беседы можно проводить, используя актуальные фильмы или книги. Достаточно узнать, что сейчас смотрит, читает или во что играет ребенок – можно сразу сделать вывод о том, что его интересует, волнует и привлекает.
Такое общение полезно проводить и с родителями. Я считаю, что воскресная школа, храм и семья должны стать одним организмом. Очень редко, когда в кругу домашних выпадает возможность обсудить злободневные темы и высказаться. Зачастую ребенок слышит от родителей шаблонные фразы: «Врать плохо», «грубить плохо», «нужно помогать старшим» и то не всегда. Мнение ребенка далеко не всегда берется во внимание и попадает под определение «ты еще мал». Представьте удивление детей, когда их родители поговорят в слух об их проблемах, послушают их и дадут им право на свое мнение.
Самое главное — никогда не врать своим детям и быть для них примером. Можно сколько угодно говорить детям о различных грехах, но, если сам преподаватель не будет для них примером и авторитетом, все старания привить ему разумное, доброе, вечное пройдут зря, и в самом лучшем случае ребенок не вынесет для себя ничего полезного из предлагаемых уроков, а в худшем — научится лицемерию.
К сожалению, мы не учим своих детей трудностям, говоря им избитую фразу, что все будет хорошо. Хорошо будет только тогда, когда будут хорошими наши мысли и поступки, а это отнюдь нелегко, над этим придется работать всю жизнь.
Отлично работают совместные походы и любая коллективная деятельность, направленная на общий результат. Будучи подростком, я посещала воскресную школу. Мы ходили в походы, каждое лето проводили в лагере, помогали взрослым в организации праздников прихода, ездили с концертами в детские дома и приюты. Когда стали взрослее — вели на местном телевидении рубрику в передаче «Благовест», выпускали приходской журнал, читали в храме акафисты святым. И всегда рядом с нами были наши родители. Они и в лагерь ездили, кто поваром, кто медсестрой, кто вожатым. Вместе преодолевали трудности в горах Крыма и служили Литургию в лесу.
Сейчас же посещение воскресной школы стало своего рода кружком. Сюда приводят детей, чтобы не связался с плохой компанией, чтобы не расслаблялся, или подкоректировать его поведение. Родители не интересуются происходящим в школе, не вникают в програму и не применяют на практике полученные знания. Мы, как преподаватели, дадим знания, но без помощи родителей эти знания пусты.
На самом деле у воскресных школ огромное поле для деятельности, много способов достучаться до молодежи. Социальные сети, специализированные сайты — прекрасная возможность сеять доброе и вечное. Старшие группы вполне в состоянии создать сообщества, которые будут объединять их и где они смогут делиться своими впечатлениями и обсуждать проблемы. При этом преподавателю достаточно направлять и фильтровать контент.
Этот стиль общения понятен и удобен современной молодежи. Исключить его полностью или порицать, указывая лишь на негативные стороны – эта методика не даст нужного эффекта. А вот обратить эту возможность во благо вполне под силу.
Современная воскресная школа должна быть по-настоящему «современной» и общаться со своими воспитанниками современными способами. Доносить мудрые слова Священного Писания, примеряя их на сегодняшний день, изучая истории жития святых, проводя параллели с современностью. Давая на практике применить свои знания: помочь слабому, проявить милосердие, протянуть руку помощи нуждающемуся, поступить по совести, чтобы история Ветхого Завета и чудеса Христовы не стали для них красивой сказкой и только.