Воскресение Христово – уникальное историческое событие – отличает христианство от какой бы то ни было другой религии. В прочих религиях основатели – смертны, тогда как Главой нашей Церкви является воскресший Христос. Христово Воскресение – это обновление человеческой природы, воссоздание человеческого рода, переживание Царства Божия, пришедшего в силе.
Апостол Павел говорит: «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна…» (1Кор. 15, 17). Истинность и сила веры обязаны светлому событию Воскресения Христова. Без него христиане «несчастнее всех человеков» (1Кор. 15, 19).
Празднование Воскресения начинается с Великой Субботы. «Смерти празднуем умерщвление, адово же разрушение» – поем мы в церкви. Разрушение ада и умерщвление смерти есть глубочайший смысл праздника. Христос вошел во власть смерти, согласился умереть – после чего силой Своего Божества победил смерть, совершенно обессилил ее и Своей собственной силой и властью дал возможность каждому человеку избегать господства, власти и силы смерти и диавола.
Для понимания этого очень важно Огласительное слово cв. Иоанна Златоуста, которое читается за Пасхальной Литургией. Наряду с прочим в нем говорится, что ад, встретив Христа, «огорчися, упразднися, поруган бысть, умертвися, низложися, связася». Очевидно, что цель, ради которой Христос сошел во ад, есть упразднение ада и смерти. Это событие было предречено еще в Ветхом Завете. Пророк Исайя приводит слова Бога: «Я пойду пред тобою, и горы уравняю, медные двери сокрушу, и запоры железные сломаю» (Ис. 45, 2). Иоанн Златоуст, толкуя это событие, замечает, что не сказано «открою врата медные», но «сокрушу», чтобы место заключения стало просто ненужным. Также не сказал, что «сниму запоры», но «сломаю» – чтобы показать тюрьму бессильной, потому что туда, где нет ни двери, ни запора, если кто-либо и попадется – не может быть удерживаем. Если Христос что-либо разрушает или превращает в пепел, то никто не может это восстановить.