Собор был построен в 1577 году на месте древней церкви в честь святого Власия Севастийского. В XVIII веке собор реконструирован в барочном стиле.
В 1841 году собор стал кафедральным храмом Керкирской митрополии Элладской православной церкви.
Главными святынями собора являются — икона Божией Матери Спилиотисса («Пещерная») и мощи блаженной Феодоры, перенесённые в 1460 году в Корфу, также частица мощей святого Власия Севастийского.
Во время участия в Божественной литургии запорожцы узнали об особенности совершения богослужения в храмах на территории Керкирской Митрополии (хотя и не всюду на Корфу) — использование органа. Правда, он не играет самостоятельной роли, как на мессе, а задает тон хору и затем держит иссон — низкую ноту. Получается очень красиво; кроме того, орган сопровождает чтение — почти пение — отрывка из Апостольских посланий.
Икона Божией Матери Спилиотисса («Пещерная») находится в монастыре Мега Спилеон.
С момента своего основания в четвертом веке от Рождества Христова монастырь пережил пять ужасных пожаров, причем каждый раз икона Божией Матери оказывалась невредимой. На этой потемневшей от времени рельефной восковой иконе размером примерно 45 на 45 сантиметров вырезано изображение Богородицы, слегка развернутое вправо, с Божественным Младенцем на правой руке. Левой рукой она прижимает ручку Младенце Христа к своей груди. Взгляд ее нежен и радостен. Младенец держит в правой руке Святое Евангелие. В углах иконы изображен херувимы и серафимы. По преданию, эта икона могла быть одна из первых, созданных святым Лукой, и Пресвятая Дева, увидев ее сказала: «Да пребудет с ней благодать Того, Кто родился от Меня». Эту икону вместе с текстом Евангелия и Деяний Апостолов святой Лука передал потом своему духовному сыну Феофилу, правителю Ахайи. Во времена римских гонений, когда многие христиане не приняли мученический венец, икону спрятали в этой пещере, где она и оставалась до прихода Евфросинии, которой Матерь Божия чудесным образом открыла эту тайну.
С этой иконой связано множество исцелений и других чудес, в том числе спасение ее самой во всех пожарах, два из которых уничтожили монастырь до основания. В 840 году, когда в Константинополе бушевала иконоборческая ересь, фанатики–иконоборцы оставили от церкви Мега–Спелеон одни угли. В это время братия Мега–Спилеона обходила с чудотворной иконой весь Пелопоннес, стараясь убедить христиан оставаться верными православным традициям. На обратном пути они остановились на ночлег на том самом месте, где отцы Симеон и Феодор получили откровение о встрече со святой Евфросинией. Проповедники поставили икону в дупло росшего там огромного платана, а когда проснулись, увидели, что икона оставила на дереве отпечаток — свою точную копию. Отпечаток сохранился до наших дней. На этом месте построили небольшую часовню. Жители соседней деревни Клапацуна (теперь она носит название Платаниотисса — Богородица Платанового Дерева) говорят, что на протяжении многих веков в день Отдания праздника Успения, 23 августа, вокруг дерева можно увидеть сияние.
Венецианцы, захватив Пелопоннес, сделали несколько попыток силой завладеть иконой. Один из местных венецианских правителей пришел взять икону, но как только протянул к ней руки, их парализовало. В другой раз, эмиссаров папы Николая, посланных конфисковать чудотворный образ Богородицы, удержала некая сверхъестественная сила, а в третий раз венецианскому сборщику налогов Джиану Джианнесу, который намеревался забрать икону, помешала внезапная смерть жены.
Однажды монахи решили выкопать канал, чтобы в монастырь поступала вода из реки Серинитес, но на пути у них оказался огромный камень. Не сумев расколоть его, они обратились с молитвой к Божией Матери, и Она тотчас исполнила их прошение: камень раскололся. С тех пор это место называют «Камнем Богородицы». В 1735 году во время реставрации одного из монастырских зданий двенадцатилетний мальчик по имени Александр Колокинтус был завален лавиной из земли и камней. Рабочие начали быстро откапывать его, не надеясь, однако, увидеть его живым. К их удивлению, мальчик оказался невредим. Он рассказал, что во время схода лавины его защищала Матерь Божия. Она стояла над ним, закрывая его голову и тело от падающих камней. В 1714 году турецкий маршал Джин Али Паша задумал ограбить и перебить всех жителей Пелопоннеса. Тогда Матерь Божия повелела братии идти к нему с дарами. Так, по указанию свыше, инокам удалось смягчить его сердце. Гнев его угас. В 1717 году Богородица спасла от смерти иеромонахов Софрония и Парфения, которых пытался обезглавить турецкий лейтенант Лекистас в качестве возмездия за то, что монастырь, как предполагали турки, укрывал бежавших повстанцев: в руках лейтенанта без видимой причины зашатался занесенный над головами иноков меч. После этого турецкие командиры отдали своим войскам приказ отойти и отменили запланированное наступление. В ходе неудавшегося восстания 1770 года, когда греки пытались сбросить турецкое иго, настоятель монастыря Мега–Спилеон Захария упросил повстанцев в соседнем городе Калаврита пощадить турецких женщин и детей. Настоятель привел их в свой монастырь, а потом передал туркам. После того как восстание было подавлено, турки, благодарные настоятелю Захарии за его милосердие, исполнили многие из тех прошений, с которыми он к ним обратился от имени местного греческого населения. В 1827 году, во время восстания, принесшего грекам независимость, Ибрагим Паша из Египта временно отвоевал для султана Пелопоннес. Единственным местом, которое ему не удалось захватить, был монастырь Мега–Спилеон и его окрестности. Он выдвинул против защитников монастыря (там было пятьсот вооруженных повстанцев и сто монахов)» десятитысячное войско. Битва произошла 24 июня 1827 года, и по воле Божией вражеское войско в конце концов отступило. Крепость осталась невредимой, ее защитники пели победные гимны и хвалу Богородице, защитившей их. Однако самым тяжким испытанием стал страшный пожар 1934 года, в котором погибли все монастырские здания и большая часть святынь и священных рукописей. Чудотворную икону Божией Матери и частицу Креста Господня героически спасли два иеродиакона, пройдя с Божией помощью сквозь огонь. К несчастью, впереди монастырь ждала еще одна ужасная трагедия. 8 декабря 1943 года на Мега–Спилеон напали немецкие оккупанты. Они разграбили и осквернили храм, а иноков сбросили с высокой скалы. Погибших было двадцать два человека, в возрасте от четырнадцати до восьмидесяти шести лет. Немцы стерли с лица земли соседний город Калаврита и вернулись в Мега–Спилеон, чтобы окончательно разграбить его, а потом поджечь. Огонь уничтожил основные постройки, но, дойдя до церкви на кладбище, где была спрятана икона Божией Матери и те немногие святыни, что оставались после прошлого пожара, он лишь сжег одно из окон, после чего необъяснимым образом погас, и чудотворная икона и на этот раз была спасена.
День обретения иконы Богородицы и основания монастыря — 23 августа 362 года.
Св. икона Спилиотисса, т. е. Пещерная, находящаяся на о. Корфу, прославилась, после молебствия пред нею, чудесным прекращением морового поветрия в соседнем с этою обителию селении Клапатцуна. Там же совершилось и другое чудо. Братия, принесшие св. икону из обители в селение, укрылись на ночь в дупле огромного платана близ села, а икону повесили в дупле на южной стороне. После всенощной братия увидели на противоположной, северной, стороне дупла чудесно изобразившийся лик Богоматери, совершенно сходный с начертанным на иконе Спилиотиссе. Дерево — это цело и доныне и в нем устроен малый храм, вмещающий до 10 человек.
В соборе хранится древняя копия этой иконы, которая также прославилась своими чудесами.
С юных лет св. Власий был кроток и благочестив. Граждане севастийские, ценя такие его качества, выбрали его в епископы, каковое звание он носил с великой честью. Но вот настало жестокое гонение Диоклитиана. Памятуя о своих обязанностях, Власий утешал страждущих и гонимых, посещал темницы, но сам он не отдавал себя добровольно мучителям, зная, что жизнь его нужна пасомым.
Когда христиане ушли из города, он также удалился и поселился в одной пещере. Здесь он скрывался и во все гонение Ликиния, проводя дни в молитве и посте; здесь же и был найден языческими воинами, которые привели его к правителю. Последний сперва ласково уговаривал Власия принести жертву идолам, но, видя твердость христианского епископа, велел бить его нещадно палками и затем заключил в темницу. Когда об этом узнала одна благочестивая вдова, то она заколола своего единственного поросенка, сварила его, взяла плодов и овощей и понесла эту пищу святому в темницу. Поблагодарив и благословив ее за ее доброту, св. Власий сказал: «Всякий год совершай так в память мою, и не оскудеет в доме твоем ничто из необходимого».
Между тем мучитель снова позвал Власия на суд. Но ни бесчеловечные мучения, ни просьбы — ничто не могло поколебать св. Власия. Твердость его веры так поразила бывших при этом семерых христианок, что они открыто исповедали себя верующими во Христа и были бесчеловечно умерщвлены.
Святой Власий после мучений был обезглавлен.
Святая праведная Феодора, византийская императрица, жена императора–иконоборца Феофила, была регентом при своем сыне императоре Михаиле III в период с 842 по 856 год.
Феодора родилась около 815 года в Пафлагонии (на севере Малой Азии) в городе Эви́ссе в семье военного командира — друнгария Марина и Феоктисты. Семья Феодоры имела армянское происхождение. Родители были сторонниками иконопочитания и воспитали свою дочь очень набожной. Феодора стала женой императора Феофила, который выбрал ее на смотре самых красивых девушек империи, проведенном по указанию его мачехи Евфросинии. Венчание Феодоры и Феофила состоялось в 831 году. После брака вся семья Феодоры была приглашена ко двору; быструю карьеру при дворе сделали ее братья Петрон и Варда. В браке у Феодоры родилось пять дочерей и два сына — старший Константин, утонувший в детстве, и младший Михаил, ставший в 842 году императором. Вместе с Феодорой в императорской иконоборческой семье появилось тайное иконопочитание. Ее супруг продолжал политику своего отца императора Михаила II в области иконоборства. Феодора, хотя и пыталась оказывать поддержку своим друзьям–единомышленникам, но сама была вынуждена скрывать иконы от мужа и придворных. Она прятала их под одеждой, а также во множестве ларцов на своей половине дворца. К иконопочитанию втайне от императора приучали и его детей, которые часто бывали в доме их бабки Феоктисты, матери Феодоры. Император не наказывал Феоктисту, которой одной по праву родства дозволяли осуждать иконоборчество, но в конце концов запретил возить детей к бабке.
На смертном одре в январе 842 года Феофил провозгласил Феодору регентшей при своем двухлетнем сыне Михаиле до совершеннолетия юного монарха. Империей в период регентства вместе с Феодорой управлял Совет, состоящий из логофета Феоктиста, Варды, брата Феодоры, и магистра Мануила, дяди Феодоры, которые были, как и императрица, сторонниками иконопочитания.
Восстановление иконопочитания было произведено Феодорой сразу после смерти императора Феофила. На сороковой день его кончины в Константинополе для этой цели был созван церковный собор. Первым делом необходимо было сменить патриарха–иконоборца Иоанна Грамматика. Сперва императрица направила Иоанну письмо с просьбой оставить патриарший престол, но тот не подчинился и был свергнут церковным собором. Новым константинопольским патриархом был избран Мефодий, пострадавший от иконоборцев. На соборе было провозглашено восстановление почитания икон, также собор вернул из ссылок, всех ранее осужденных за иконопочитание, а епископы–иконоборцы были изгнаны с кафедр. Интересный факт — одной из просьб императрицы Феодоры к собору было не произносить анафемы на ее покойного мужа и разрешить его от грехов, так как, по ее словам, тот перед смертью раскаялся в грехах и целовал принесенную Феодорой икону. Собор постановил в течение недели по всем церквям столицы молиться за спасение души покойного императора.
После собора Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста, бывшее в 843 году 11 марта. В воспоминание об этом событии и в память блаженной Феодоры ежегодно в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь торжественно празднует восстановление иконопочитания, именуемое «Торжество Православия».
В период регентства Феодора добилась успехов в области управления империей: ряд военных побед, одержанных над арабами, подавление восстания славян в Элладе, миссионерская деятельность среди хазар и болгар. В период ее правления было отражено нашествие болгарского царя Бориса I. После военных неудач Борис в начале 860‑х годов вынес решение о принятии своим народом христианства и был крещен под именем Михаила — в честь сына императрицы Феодоры. Личная роль Феодоры в деле христианизации Болгарии очень велика, а, значит, косвенно и в будущей христианизации Киевской Руси.
В период регентства Феодоры начались преследования иконоборцев и других еретиков. По ее приказанию еретикам–павликианам был предложен выбор — обращение в православие или смерть. После отказа павликиан изменить религиозные убеждения в Малой Азии от рук карательных экспедиций под пытками погибло около ста тысяч человек.
В заслугу Феодоре следует отнести хорошее управление финансами империи. Когда она отошла от дел управления, государственная казна была наполнена, потому как она не любила роскошь и лишние траты.
Историки отмечают, что фактическая власть в империи в период регентства Феодоры принадлежала высшему чиновнику царской канцелярии логофету Феоктисту, имевшему огромное влияние на Феодора. Феодора даже думала выйти за него замуж или выдать одну из своих дочерей, а чтобы освободить ему дорогу к полной власти была готова по примеру тоже прославленной в лике святых императрицы Ирины ослепить своего сына.
В 856 году сын Феодоры Михаил, которому было 16 лет, по наущению брата Феодоры Варды, оказывавшего сильное влияние на молодого императора, приказал убить логофета Феоктиста. Феодора прокляла Варду и официально оставила регентство, передав всю власть сыну. Вскоре Феодора по приказу своих братьев и сына–императора была насильно пострижена в монахини и заключена в константинопольском дворце Кариан. Там она пробыла какое–то время под надзором Варды. Затем, проведя 8 лет в обители святой Евфросинии в подвигах и чтении божественных книг, мирно скончалась около 867 года. Мощи святой Феодоры в 1460 году были перенесены на Корфу, где и хранятся по настоящее время в кафедральном соборе.
Память Святой праведной Федоры отмечается 11/24 февраля.
После молитвы у святынь кафедрального собора, паломники направились к святыням, которые расположены в церкви святителя Николая Герондон и архангела Михаила.
Эта церковь находится в старой части города Керкира, в районе, который с периода венецианского правления называется Камбиело, между улицами святого Николая и Софоклии Душмани. Название Герондон, в буквальном переводе старейшин, по всей вероятности, связано с тем, что церковь являлась наиболее старой по отношению к другим, расположенным поблизости и носящим имя святого Николая, церквям. На данный момент единственный действующий храм в честь святителя Николая. Существует так же предположение, но ничем необоснованное, что старейшины основали церковь для собраний по решению небольших общественных дел.
Церковь выстроена в начале 14‑го века, в то время как завершенный вид она приняла в 17‑м веке, когда был построен резной каменный иконостас, алтарь и «монастырь» Святого Николая (вырезанный из камня жертвенник), в стиле барокко.
Архитектура храма выполнена в стиле Царская колоннада в то время как изначальный стиль был Трехнефная базилика. Но с течением времени два прохода, а также колокольня, разрушились и упали, осталась только часть северного прохода, где в настоящее время расположен пресвитерий (резиденция настоятеля).
Характеристикой важности храма является то, что в нем погребены несколько православных христиан, павших в битве при Навпакто (1571 г.). Гробницы того периода сохраняются в огороженном участке храма.
Во время венецианского правления на острове церковь была резиденцией Первосвященников. В 1575 году из церкви Святого Лазаря, были доставлены мощи Святой Феодоры, которые и хранились в церкви Святого Николая до 1725 года. Отсюда и произошла традиция отмечать именины Святого Лазаря вторым праздником церкви, что и оставалось традицией до 1958 года, когда высшим указом в церковь перенесен праздник Архангела из разрушенной немецкими бомбардировками 14 сентября 1943 года церкви Архангела, во время которых пострадало много зданий и памятников города Керкира.
Семья Каподистрия имела особенную связь с церковью Святого Николая. Кумесиос — ответственным за храм — из братства церкви служил Адономариас Каподистрия, а викарием долгие годы был иеромонах Аггелос Гонемис, брат матери президента. 11 февраля 1776 года в церкви Святого Николая Герондон иеромонах Аггелосом Гонеми крестил первого президента Греции, Иоанниса Каподистрия.
Во время Первой Мировой войны, когда свергнутое правительство Сербии (февраль 1916 года) бежало на Корфу, им было предоставлено здание Народного Театра Керкиры для Парламента и церковь Святого Николая для и некоторые другие храмы для проведения богослужений.
Во время немецкой оккупации презвитерио храма, по словам очевидцев, часто было местом встречи участников сопротивления, где организовывалась их борьба против захватчиков.
В церкви Святого Николая Герондон хранятся: большая часть Святого Животворящего Креста Господа, одна из самых больших на Керкире и в Греции, старинная икона с частицей мощей святого Николая, святых Лазаря и Христофора.
Иконы церкви замечательные, а самые лучшие из них — на иконостасе — кисти великого Критского иконописца Эммануила Тзанеса. Кисти того же иконописца принадлежит икона Господа Иисуса Христа настоящего размера. Существуют иконы и других знаменитых иконописцев послевизантийского периода, две иконы итальянской школы письма, так же икона Пресвятой Богородицы Киропулас, которая находилась ранее в близлежащей одноименной церкви и была частью прихода церкви святого Николая.
Икона Святого Николая, размерами 1.19х1.70, съемная, написанная на дереве, относится к послевизантийскому периоду. Икона украшена серебряным окладом и изображает лик Святого Николая, по правую руку которого изображен Христос, держащий Святое Евангелие, а по левую руку Пресвятая Богородица, держащая образ.
На сегодняшний день церковь Святого Никола полностью обновлена и функционирует в полном объеме.
Святой Лазарь Четверодневный был родом из Вифании близ Иерусалима, брат Марии и Марфы. Во время Своей жизни Господь любил их и часто посещал их дом в Вифании, называя его Своим другом (Ин.11:3, 5, 11).
После преждевременной смерти Лазаря, пролив слезы над его гробом, Господь, как Всесильный, воскресил его из мертвых, когда Лазарь уже четыре дня лежал во гробе и уже смердел (Ин.11:17–45). Это чудо воспоминается Церковью в шестую субботу Великого поста (Лазарева суббота).
После своего воскрешения святой Лазарь удалился на остров Кипр, так как первосвященники положили убить его (Ин.12:9–11), где впоследствии был поставлен епископом.
По преданию, Лазарь, будучи епископом, удостоился посещения Божией Матери и получил от Нее омофор, сделанный Ее руками. После чудесного воскресения святой Лазарь жил еще 30 лет, сохраняя строгое воздержание, и скончался на острове Кипре.
Паломникам, посещающим Святую Землю, показывают две гробницы праведника: одну в Вифании в Иерусалиме, а другую в городе Китим на острове Кипре. Не доезжая до Святого Града около двух с половиной верст, паломники посещают Вифанию, расположенную на восточной стороне одного предхолмия Елеонской горы. А немного северо–восточнее и ниже указывают гробницу Лазаря, почитаемую также и магометанами. Небольшой вход, пробитый в скале, ведет в узкую глубокую пещеру. Спустившись по 25 ступеням, паломники встречают небольшую площадку с каменным столом в углу, служащим престолом в дни богослужений в Лазареву субботу. Площадка считается местом воззвания Господа: «Лазаре, гряди вон!» Еще пять ступеней вниз — и погребальная пещера. Здесь обыкновенно прочитывают Евангелие от Иоанна о воскресении Лазаря (Ин.11:1–7, 11–45) и тропари Вербной недели. Сначала Господь был встречен Марфой, потом Марией, когда Он шел ко гробу возбудить друга Лазаря, — тут расположен большой округленный «камень беседы», от которого многие получают исцеления.
А на острове Кипре существует вторая гробница праведного Лазаря. В 90 км от города Лимассола, по дороге, лежащей между сопок, паломники прибывают в город Ларнаки, где находится храм, посвященный Лазарю, там он служил. Храм стоит на месте первоначальной церкви IX–Х вв., построенной над могилой Лазаря. Настоящее здание храма XVII в. сделано из камня, размер его 35х17 м, имеются две двери (с севера и запада), трехъярусная колокольня, обширный двор, музей. Храм четырехстолпный, если два столпа считать и в алтаре, то шестистолпный, все покрыто мрамором. Имеются три боковых придела. По центру — большая люстра: 5 ярусов свечей снизу и три яруса сверху, и две люстры по бокам. Слева от алтаря находится чудотворная икона Богоматери, а справа у алтаря пещера — гробница праведного Лазаря. Сзади храма на высоте расположены хоры. Вход в пещеру идет по семи ступеням под алтарь храма. Размер пещеры 6х12 м. Мощи праведного Лазаря находятся посередине: глава и половина его костей. А вторая половина мощей была в Константинополе, крестоносцы в 1291 г. унесли их во Францию, в Марсель. Справа находится иконостас, в котором иконы расположены в три ряда, и имеются украшения в два ряда между иконами. Поперек пещеры стоит гробница с надписью: «Лазарь — друг Божий». Рака — как стол, как бы ванна большая, каменная — 1,3х0,8х0,7 м. Храм — с колокольней, по длине храма проходит галерея 2,5–3 м высоты, как коридор по поверхности двора, есть боковые двери: северные и южные, с запада — большие входные. И имеются две кафедры боковые для проповедников. Это место также почитается всеми православными христианами как великая святыня, как доказательство несомненной милости, любви и всемогущества Божия. Воскресение Лазаря явило власть и могущество над смертью.
Житие святого Христофора сообщает нам, что святой до крещения имел имя Репрев (Ρεπρεβος — отверженный, осужденный).
В годы правления императора Деция Траяна человек, носивший имя Репрев, был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике. Позже он служил в римской когорте Cohors — подразделении мармаритов — выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени.
О сем преславном мученике, память которого весьма чтится как на востоке, так и — еще больше — на западе, особенно в Испании, рассказывают нечто странное и необыкновенное: это был человек огромного роста и ужасающего поведения. Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки — песью голову и происходил из страны людоедов. Одни утверждают, что святой Христофор по происхождению своему был выходцем из земли хананеев, а другие производят его от канинеев (canis — собака) или кинокефалов (κύνος — собака и κεφαλή — голова) — представителей племени «псоглавцев» — собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён, или антропофагов (άνθρωπος — человек и φαγείν — есть). Песий вид святого в славянском Прологе отвергается, а прп. Никодим в Синаксаристе дает ему только безобразный вид.
По–другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.
Когда одним комитом (так назывались царские телохранители) он взят был на войне в плен, то не обладал даром человеческой речи. Он помолился Богу, и Господь послал к нему ангела, который сказал ему: «Мужайся, Репрев!» — а потом прикоснулся к его устам и сообщил ему чрез это способность говорить. Когда после сего он прибыл в один город, то стал обличать тех, которые преследовали христиан. За это некий Вакх избил его, но он в ответ на это сказал Вакху, что принимает со смирением от него побои только ради заповеди Христа, а если бы он поддался гневу, то не устоял бы ни сам Вакх, ни даже сила императора, которую он обратил бы в ничто. Вскоре за ним было прислано двести человек воинов, чтобы привести его к императору (согласно с греческими прологами, это был вероятно император Декий, царствовавший в Римской империи с 249 до 251 г.), и, когда они шли, то на пути совершенно сухой жезл, бывший в руках святого, чудесно расцвел, а затем, когда во время путешествия у воинов не хватило хлеба, то он умножил его в изобилии. Это великое чудо привело в удивление воинов, и они уверовали во Христа и вместе со святым были крещены Антиохийским епископом, святым священномучеником Вавилою, причем святому вместо Репрева дано было имя Христофора. Когда святой приведен был к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа, но не явными мерами насилия, а хитростью сперва изменить его настроение, а потом ласкою склонить его к исполнению своей воли. С этою целью он велел позвать двух женщин — блудниц, красивых лицом и готовых отдать себя на блудное соединение, которые соблазнительными беседами возбуждали в молодых людях непреодолимое, безумное стремление к блудодеянию. Имя одной из этих женщин было Каллиникия, а другой — Акилина. Император велел им войти к святому и внушить ему различные соблазнительные мысли, как это было у них в обычае, чтобы, побуждаемый преступною любовью к ним, он согласился отречься от веры во Христа и принести жертву языческим богам, но святой Христофор стал их поучать вере во Христа и своим словом отвратил их от идолослужения. Вернувшись к императору, они объявили себя христианками, за что подвергнуты были жестоким мучениям и, потерпевши таким образом страдания за веру во Христа, восприняли мученические венцы. Сильно разгневавшись на этих женщин, император велел привести к нему святого Христофора и стал издеваться над ним по поводу необыкновенного вида его лица, но святой в ответ на это назвал его вместилищем действий диавола, ибо такой смысл имело имя императора Декия. После этого император приговорил к смерти тех двести человек воинов, которые были посланы, чтобы привести к нему святого Христофора и которые приняли святое крещение вместе с ним, так как они пришли к святому и на глазах императора поклонились ему. Он велел всем им отсечь головы, а тела их сжечь, святого же Христофора приказал заключить в медный сосуд, прибить его в нем гвоздями, а затем сосуд раскалить, но когда это было исполнено, то святой остался невредимым. Не испытывая никаких страданий ни от огня, ни от пригвождения, он стоял в раскаленном сосуде, как бы в какой приятной прохладе. Многим из присутствовавших это показалось обманом, а верующим святой совершенно правдиво и с радостью рассказал, что во время истязания он видел какого–то весьма высокого ростом и прекрасного видом, одетого в белые одежды мужа, который исходящим от него светом превосходил солнце и имел на главе своей блестящий венец, что его окружало множество воинов, с которыми какие–то черные и смрадные арапы вели борьбу, стараясь схватить и увлечь его, но этот страшный вождь с гневом взглянул на них и своим взглядом привел в смятение и поразил все это вражеское воинство, а ему дал силы без вреда перенести мучение. Слыша такой рассказ и видя святого совершенно невредимым, многие из народа поверили ему и обратились ко Христу, а затем вынули святого из раскаленного сосуда, за что и были изрублены царскими палачами. После сего святому Христофору привязали на шею камень и бросили его в колодец, но ангел извлек его оттуда, потом надели на него раскаленную медную одежду и наконец отсекли ему мечом голову. Святой мученик скончался в Ликии при императоре Декии ок. 250 г.
Память святого Христофора и других святых мучеников, с ним пострадавших, празднуется в Кипариссии — местности в Константинополе — в день его кончины, близком ко дню кончины святого великомученика Георгия. Согласно с актами мученика день его кончины все древнейшие календари, восточные и западные, относят к 23 апреля.
Хранившиеся некоторое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии. Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на стены. Чудесным образом ветер изменился и корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей г. Раб названа в честь святого Христофора.
И в заключение запорожцы посетили храм святых Элефтерия и Анны был построен около 1700 года. В этом храме находится редкая икона святой праведной Анны. Уникальность ее в том, что помимо обычного изображения святой Анны, у которой на коленях сидит Пречистая Богородица, у самой Владычицы, также на коленях, сидит Спаситель.