Сразу по прибытии на остров запорожские пилигримы начали свое паломничество с посещения Церкви в честь святых апостолов Иасона и Сосипатра, которые принесли христианство на Корфу. Храм, построенный в XI веке в византийском стиле, находится в районе Палеополис, на юге от города Корфу.
Cвятые Апостолы Иасон и Сосипатр были одними из семидесяти апостолов Христовых, и они известны на наряду со святым Спиридоном. О них пишет апостол Павел в своих Посланиях к римлянам: «… и Иасон и Сосипатр, сродники мои, приветствуют тебя» (Рим. 16, 21). Во время своего пребывания на Корфу они построили на острове церковь в честь святого первомученика Стефана, и несли слово Господа к жителям Керкиры. Все это очень не понравилось тогдашнему правителю Керкиры, Керкилину, во воле которого они оказались в темнице. Святые обратили в христианскую веру всех воров, которые оказались вместе с ними в тюрьме. Все это добавило гнева Керкилину, и он распорядился бросить их в кипящую смолу. Каким-то образом новообращенным христианам удалось выбраться из тюрьмы и бежать на соседний остров. Керкилин начал их преследовать на море, но по пути к острову беглецов его корабль затонул и правитель погиб.
Его приемник принял христианскую веру и это помогло избежать смерти Иасону и Сосипатру. Согласно одним историческим данным смерть обеих святых была естественной, но по другому рассказу священника храма святых апостолов Иасона и Сосипатра, смерть святого Иасона была мирной, а святой Сосипатр принял мученическую смерть. Мощи святого Иасона покоятся в храме его имени, а голова святого Сосипатра — в монастыре Огиу Лукас недалеко от Фив.
Память святых Иасона, Сосипатра отмечается 28-го апреля.
Затем посетили монастырь Кассопитра в Канони. Монастырь основан в честь чуда от иконы Божией Матери, происшедшего в 1535 г. в одноименной церкви на месте античного г. Кассиопея (ныне Касьопи), в северо-восточной части острова, где хранился этот образ.
В 1706 г. обитель была восстановлена иером. Геннадием, в числе монахинь была мать ктитора. Кафоликон возведен на развалинах античного святилища и посвящен Введению во храм Пресв. Богородицы.
Сам же монастырь состоит из нескольких зданий. Главным является собор, который представляет собой небольшой однонефный храм с плоским потолком и с мраморным иконостасом, увенчанным фронтоном. Фрагменты древней росписи сохранились в алтарной части.
Главная святыня монастыря — это икона Пресвятой Богородицы Косопитры.
На ней изображена Пресвятая Богородица, которая вкладывает новые глаза распростертому на земле слепому юноше, а рядом его молящаяся мать.
Также в монастыре находятся мощевики с множеством частиц мощей святых.
В монастыре хранятся произведения поствизантийской живописи, в том числе чудотворного образа Божией Матери Кассопитры.
В 1985 г. скончалась последняя насельница монастыря, и в 1991 г. он был преобразован в мужской. Обязанности игумена исполняет архим. Поликарп (Зервос).
В монастыре находятся частицы мощей святых: преподобномученика Гедеона, преподобного Арсения Каппадокийского, преподобномучеников Косьмы 1 Афонского и Власия Акарнанского, священномученика Поликарпа Смирнского, великомученика Пантелеймона и преподобного Парфения епископа Лампсакийского.
Преподобномученик Гедеон Афонский – святой, который нашел как искупить свою вину перед Богом. Никон, будущий святой Гедеон, был родом из Греции. Он родился в благочестивой, но бедной семье, где кроме него было еще три сына и четыре дочери. Детей отдали на воспитание двоюродному брату, который занимался торговлей. Никон был очень расторопным и смышленым ребенком, его заметил богатый турок по имени Али. Он похитил его и заставил мальчика служить на женской половине своим женам. Затем он уговорил его принять ислам. Только спустя два месяца святой осознал, какой страшный грех он совершил – отрекся от Христа. Он втайне со слезами каялся в своих молитвах к Богу. Никон решил сбежать из дома мусульманина. Он пришел к родителям, которые не могли его спрятать, так как были очень бедны и боялись богатого мусульманина. Отец святого отвез парня в селение Керамиди, а оттуда посоветовал ему отправиться на Афон. На Святой Горе Никон обошел все обители, в поисках опытного духовника. Он остановился в обители Каракалл, где, принеся покаяние, вновь принял православие. Позже он принял монашество с именем Гедеон и стал экклесиархом. Новое послушание он исполнял прилежно. А также усилил духовные подвиги – пост, бдение и молитву. Однажды во время чтения жития святых, а именно о страданиях мучеников, он захотел кровью искупить свой грех отречения. Он рассказал о своем намерении старцам, от которых получил благословение на осуществление задуманного. Затем святой отправился в Велестину, где в свое время отрекся от Христа. Он предстал перед судом и смело исповедовал себя христианином, а Магомета проклял и назвал ложным пророком. Его выгоняли из судилища, считая сумасшедшим; это повторялось не один раз. И в других городах все было так же. Он возвратился на Святую Гору, где прожил год, но не оставил своего намерения пострадать за Христа. Он вновь повторил все, хулил мусульманскую веру. Паша послал двух воинов и приказал доставить к нему дерзкого хулителя. У паши собрались богатые власть имущие люди, перед которыми монах Гедеон предстал, как на суде. Мученик оставался твердым в своих убеждениях. Мучители захотели выставить святого на посмешище перед всеми — обрили ему голову и возложили на нее внутренности заколотой овцы, посадили его верхом на осла задом наперед, а в руки дали хвост животного. В таком виде его возили по всем улицам города. Святой посчитал бесчестие за славу, во имя Христа. Его долго мучили перед смертью, отсекая постепенно конечности. Еще живого его бросили в нечистое место, где преподобномученик Гедеон умер. Это произошло 12 января (по новому стилю) 1819 года. Его мощи, в том числе и отсеченные конечности, благочестивые христиане выкупили у мусульман и погребли в церкви в городе Турнове. Затем мощи перенесли на Афон, в обитель Каракалл, где ранее жил святой.
Священномученик Поликарп Смирнский, родился во второй половине I века, был учеником апостола Иоанна Богослова. Еще в детстве он остался сиротой и был усыновлен христианкой Каллистой. После ее смерти, он раздал все имение бедным и стал вести строгий образ жизни. Став епископом Смирн, Поликарп боролся с гностицизмом, будучи самым уважаемым богословом Малой Азии.
За ним следовало множество учеников, в том числе и Ириней Лионский, который, даже поселившись на Западе, стал проводником богословия Поликарпа в Галлии и Италии. Ему было адресовано одно из посланий Игнатия Богоносца. Сохранилось лишь одно творение самого Поликарпа – Послание к Филиппийцам.
Участвовал в споре с папой Аникитой о дате празднования Пасхи (малоазийские общины праздновали ее 14-го нисана, а римские – в первое воскресение после 14-го нисана). Однако спор так и остался незаконченным, что не помешало двум епископам расстаться друзьями. На 86 году жизни он был арестован и, отказавшись отречься от Христа, сожжен заживо. Его мученичество было подробно описано в «Окружном послании Смирнской Церкви». День памяти: 23 февраля (8 марта).
Святой преподобный Арсений Каппадокийский родился в селе Фараса в Каппадокии (М. Азия) около 1840 года, во святом крещении мальчика нарекли Феодором. В раннем возрасте он лишился родителей: Елевферия и Варвары. Получил образование в семинарии в Смирне (Измир). В 26 лет он принял монашеский постриг в монастыре Иоанна Предтечи в Зинджи-Дере в Кесарии (Турция), там был рукоположен во диакона и направлен митрополитом Паисием II в Фарасу обучать детей грамоте по церковным книгам. В 1870 г. Арсений Каппадокийский был рукоположен во священника и возведен в сан архимандрита. Он совершил пять паломничеств на Святую землю, и поэтому его прозвали Хаджи-эфенди. Пастырская деятельность святого Арсения продолжалась в Фарасе 55 лет. Он наставлял и утверждал в вере жителей греческого анклава, постоянно находившегося под угрозой уничтожения.
Св. Арсений вел строгую подвижническую жизнь и получил от Господа дар прозорливости и исцеления. По его молитве, которая, по словам очевидцев, «могла пробить камень», исцелялись глухие, слепые, парализованные и бесноватые. Не только греки, но и турки считали Арсения Каппадокийского святым, т. к. и среди мусульман он совершал чудеса и исцелял больных. Патриархи Константипольский и Иерусалимский хотели сделать св. Арсения епископом, но он каждый раз отказывался.
Он предвидел грядущие испытания, войны и исход с родной земли. В 1924 г. при переселении малоазийских греков он сопровождал свою паству. При исходе из Фарас, когда Преподобный Арсений пришел в село Ахьявуд, ему пришлось вернуться обратно в в Фарасы (30 км туда, 30 км обратно), так как он забыл забрать из храма с престола мощи Св. Иоанна Златоуста. Преподобный Арсений умер через 40 дней после прибытия в Грецию, на острове Корфу, 10 ноября 1924 года.
Отец Паисий Святогорец был крещен преподобным Арсением и получил от него имя Арсений, кроме того, преподобный предсказал ему монашеский путь. В октябре 1958 года Паисий Святогорец приехал на Корфу, чтобы обрести и перевезти мощи Преподобного Арсения Каппадокийского. В тот месяц на острове Корфу все время шли дожди. Священник кладбищенской церкви предложил ему приехать еще раз, когда закончатся дожди, или подождать несколько дней. Паисий Святогорец верил, что Преподобный Арсений поможет, и на следующий день, когда служили панихиду и изымали мощи, дождь на несколько часов затих. Также Паисий Святогорец благословил на повторное обретение мощей (так как шел дождь, почва была размыта, он полагал, что что-то еще могло остаться) схиархимандрита Поликарпа (Зервос), который 5,5 лет жил на Афоне в том же скиту, что и старец Паисий, в ближней келии. В присутствии Владыки Керкиры Тимофея и схиархимандрита Поликарпа все мелкие частички мощей, гвозди из гроба были обретены и перенесены в монастырь Кассопитра на Корфу.
Мощи св. Арсения были перевезены святым Паисием сначала в г. Коницу, а затем в монастырь Иоанна Богослова в Суроти (близ города Салоники). Многочисленные посмертные чудеса св. Арсения Каппадокийского привели к его прославлению в 1986 г. в лике святых.
Захоронение Преподобного Арсения Каппадокийского и каменная плита, под которой находились его мощи, находятся на острове Керкира, в пригороде Керкиры районе Гаритца, на городском кладбище у аэропорта. Кладбище открыто до обеда. Все желающие могут поклониться могиле святого.
Частичка мощей Преподобного Арсения находится в монастыре Кассопитра, с 2013 года мощи постоянно благоухают и мироточат, в том же монастыре хранится часть нательной рубашки Паисия Святогорца и нательный крест, который он носил на себе более 30 лет.
День памяти: 28 октября (10 ноября)
Св. Козьма 1 Афонский
В 1281 году после отпадения католиков (образования Унии) Патриарх Константинопольский Иоанн Веккос (1275 — 1282), вместе с латинствующим императором Михаилом VIII Палеологом, решили объединить расколовшуюся Церковь под давлением Папы. Веккос понимал, что сможет это сделать только если ему удастся заставить афонитов принять все правила униатов и служить с ними вместе по католическим новым правилам, с новым Символом Веры.
С армией и католическими священниками он поехал на Афон. Сначала, угрожая сжечь Афонскую Лавру, он заставил монахов Лавры служить с католиками по-католически. Те от страха согласились. Когда эти монахи умерли и позже выкопали их мощи, то те были черными, вздутыми и смердели. Их для назидания оставили открытыми под стеклом до 1960 г. Но зрелище было довольно устрашающим, поэтому их перенесли в пещеру.
В Иверском монастыре монахи воспротивились данному служению с католиками, их посадили в лодки и утопили. В Исфигмене монахи также воспротивились, их сожгли живьем.
В Ксиропотаму монахи согласились служить, и во время совместной службы с католиками произошло землетрясение и Святой Престол раскололся надвое. До данного события в монастыре ежегодно происходило чудо – на трапезе раз в год вырастал гриб, который монахи засушивали, и все больные, съевшие от этого гриба, излечивались от самых тяжелых болезней. После того, как Престол раскололся, гриб никогда больше не вырос.
В Монастыре Кареас монахи отказались служить, и им отрубили головы на одном камне во дворе монастыря. С тех пор, когда каждую зиму выпадал снег, он засыпал весь двор, но никогда не падал на этот камень. Позже несколько аскетов при монастыре увидели сны, в которых им было явлено, что это именно тот камень, где от католиков приняли мученичество монахи. Когда произошло это злодеяние, в монастыре Кареас в тот год главным был избран монах Козьма. Его за сопротивление католикам повесили. В 1982 г. Были выкопаны его мощи, и патологоанатом засвидетельствовал, что этот монах был принял смерть от повешения. С тех пор его мощи хранятся в храме Протату в Кареас (там же, где и икона Достойно Есть). Это был святой Козьма 1 Афонский (Карейский).
Таким образом, благодаря мученичеству афонских монахов, Патриарх Веккос не смог объединить Православную Церковь с униатами.
Святой Власий Акарнанский был игуменом в мужском монастыре в деревне Склавэна в районе Акарнания в Греции недалеко от города Мессолонги.
В 1006 г турецкие пираты напали на монастырь, сожгли его, а монахов жестоко убили. Святому Власию после жестоких пыток забили в грудь шесть железных прутьев, так он преставился ко Господу. История этого мученичества была забыта и в 1993 году Святой начал являться во снах одной благочестивой женщине из деревни Склавэна Ефросинии Катсара, и рассказывать ей историю своего монастыря и о мученичестве своем и монахов монастыря. Когда деревенские жители начали сомневаться в правдивости рассказа женщины, тогда Святой Власий начал являться многим благочестивым жителям деревни и рассказывать им о мученичестве.
В 1973 году Святой явился жителям деревни и сообщил, что в центре деревни, там, где находился большой склад из камней, деревенские жители приводили своих овец, так как там был источник воды, где животные ее пили, находятся его мощи. Так как Святой не мог более выносить того, что в этом месте от коз и овец было очень много навоза, он попросил обрести его мощи. Он указал точное место, где находились его мощи под камнями.
После этого группой археологов и священнослужителей были произведены раскопки, изъяты мощи, которые благоухали, прозошло множество чудес, и также были найдены 6 железных прутьев, которые были забиты в грудь Святого, как он и рассказал в видениях. Под его главой нашли глиняную черепицу, на которой была указана дата 1006 г.
Мощи были положены в серебряную раку. На иконах Святой Власий Акарнанский изображается точно так, как он являлся жителям деревни – в иерейском облачении, крестом архимандрита, и монашеский куколь. Святой Власий Акарнанский продолжает являться благочестивым грекам. Святой Власий Акарнанский являлся и старцу Паисию Святогорцу с Пресвятой Богородицей.
День почитания Святого Власия Акарнанского – 11 февраля. Вместе с ним почитают память трех иеромонахов и трех монахов, которые были замучены вместе с ним.
Святитель Парфений, епископ Лампсакийский, был родом из города Мелитополя (Малая Азия), где его отец Христофор служил диаконом. Юноша не был научен грамоте, но хорошо усвоил Божественное Писание, присутствуя в храме при богослужениях. У него было доброе сердце и, занимаясь рыболовством, он вырученные деньги раздавал нищим. Исполненный благодати Божией, святой Парфений с 18-ти лет именем Христовым врачевал болезни, изгонял бесов и творил другие чудеса. Узнав о добродетельной жизни юноши, Мелитопольский епископ Филипп дал ему образование и посвятил во пресвитера. В 325 году, в царствование Константина Великого, архиепископ Кизический Ахиллий поставил его епископом города Лампсака (Малая Азия). В городе было множество язычников, и святитель стал усердно распространять веру во Христа, утверждая ее по воле Божией многими чудесами и исцелениями больных. Люди стали отходить от языческих верований, и тогда святитель Парфений отправился к царю Константину Великому с просьбой дать ему власть разрушать идольские капища и строить на их месте христианские храмы. Царь принял святителя с честью, дал ему грамоту на разорение капищ и снабдил средствами для постройки храма. Возвратившись в Лампсак, святитель Парфений приказал разрушить идольские капища и посреди города воздвигнуть прекрасный Божий храм.
Найдя на одном из разоренных капищ большой камень, удобный для устроения святого престола в храме, святитель приказал обработать его и отвезти на строительство церкви. По злобе диавола, который возъярился за взятый из капища камень, повозка опрокинулась, и камнем убило возничего Евтихиана. Святой Парфений воскресил его своей молитвой и посрамил диавола, который хотел воспрепятствовать Божьему делу.
Милосердие святителя было так велико, что он не отказывал в исцелении никому из множества приходящих к нему или встречаемых им на дорогах людей, страждущих телесными недугами и одержимых нечистыми духами. Народ перестал обращаться к врачам, так как все болезни во Имя Господа Иисуса Христа безмездно исцелял святой Парфений. Великой силой Имени Христова изгнал святитель множество бесов из людей, домов, морских вод. Когда святитель изгонял беса из одного человека, одержимого им с детства, нечистый дух стал просить святого дать ему другое место обитания. Святой пообещал указать такое место и, открыв уста свои, сказал бесу: «Войди и обитай во мне». Диавол, как бы опаленный огнем, возопил: «Как я войду в дом Божий?», и скрылся в местах пустынных и непроходимых. Нечистый дух, изгнанный святителем из дома, где изготовлялись царские порфиры, кричал во всеуслышание, что Божественный огонь гонит его в геенну огненную. Так, являя людям великую силу веры во Христа, святитель обратил множество идолопоклонников к истинному Богу.
Святитель Парфений скончался мирно и был торжественно погребен рядом с соборной церковью Лампсака, в построенной им самим часовне.
От монастыря Кассопитра в Канони запорожцы направились в монастырь Влахерна – действующий, расположен на насыпном островке напротив мыса Канони, с которым и соединен узким бетонным пирсом.
Православная обитель в этом месте создана еще в XVII веке, и с тех пор ни разу не был разрушен или заброшен. Освящен островной монастырь в честь Влахернской иконы Богоматери (Одигитрии), которая и сейчас остается главной святыней этого храма.
Белая церковь с невысокой часовней занимают почти весь остров и привлекают внимание издалека: Влахерна — неотъемлемая часть пейзажей Канони и один из узнаваемых символов острова Корфу.
В конце паломнического маршрута запорожцы посетили монастырь святой преподобномученицы Параскевы Римской, датируемый примерно 16 веком, излюбленное место поклонения местных жителей и гостей острова.
Главной святыней монастыря является десница святой Параскевы, хранящаяся здесь на протяжении 5 веков, и чудотворная икона XIV века святой.
Настоятельницей монастыря является пожилая матушка Нимфодора, которая живет в монастыре уже на протяжении 54 лет. Матушка Нимфодора с любовью встретила паломников из Запорожья и во время общения сказала, что мы молимся за украинцев и верим в милость Божию. Также Матушка сказала, что сестры монастыря молятся Богу и просят Его, чтобы Он укрепил верных чад Украинской Православной Церкви, так как «вы – украинцы, для нас пример верности Богу и стойкости в вере!» Матушка Нимфадора, вместе с сетрами, на протяжении 20 лет благоговейно несут послушание в изготовлении «филахто» (упаковывают в конвертики частицу облачения Святителя Спиридона, которые мы помотом получаем в Храме Св. Спиридона).
Преподобномученица Параскева была единственной дочерью родителей-христиан и с молодых лет посвятила себя Богу. Живя в родительском доме, она много времени уделяла молитве и изучению Священного Писания. После смерти родителей святая Параскева раздала все свое имущество нищим, приняла иночество и, подражая святым апостолам, начала проповедовать язычникам о Христе, многих обращая в христианство.
О ее деятельности было донесено императору Антонину Пию (138–161), и святая Параскева предстала перед судом. Бесстрашно исповедала она себя христианкой. Ни обещания почестей и материальных благ, ни угрозы мучениями и смертью не поколебали твердости святой и не отвратили ее от Христа. Она была предана зверским истязаниям. Ей на голову надели раскаленный шлем и бросили в котел с кипящей смолой. Однако силой Божией святая мученица осталась невредимой. Когда император заглянул в котел, святая Параскева бросила ему в лицо несколько капель раскаленной смолы, и он ослеп. Император стал просить ее об исцелении, и святая мученица исцелила его. После этого император отпустил святую Параскеву на свободу.
Переходя с проповедью Евангелия с одного места на другое, святая Параскева пришла в город, где правителем был Асклипий. Здесь святую опять судили и приговорили к смерти. Ее повели к огромному змею, жившему в пещере, чтобы он пожрал ее. Но святая Параскева сотворила над змеем крестное знамение, и он тут же издох. Асклипий и горожане, видя такое чудо, уверовали во Христа и отпустили святую. Она продолжала свою проповедь. В городе, где правителем был некто Тарасий, святая Параскева приняла мученическую кончину. После жестоких истязаний ее обезглавили.