«Совершаемая нами сегодня литургия, как и участие нас в таинстве Евхаристии, – сказал Его Высокопреосвященство, – является проявлением милости Божьей и свидетельством нашей благодарности.
Слово «евхаристия» так и переводится с греческого языка «благодарение» и «почитание». Великий пост – время покаяния и осознания наших грехов, разве не является проявлением милости Божьей? И разве не заслуживает это нашей благодарности? Человек принимает решение идти по спасительному пути святой Четыредесятницы – пути трудному и изнурительному. Ему приходится тяжело, ему нужна для этого духовная поддержка, и Господь дает нам эту поддержку в виде Святых Тайн. Дает Себя, чтобы человек не чувствовал скорби от разлуки с Ним.
Главный смысл литургии Преждеосвященных Даров состоит в том, что по-настоящему верующий человек испытывает постоянную тоску по Причащению. Он не может обходиться без Христа, без единения с Господом, Богообщения. Ведь Евхаристия есть приобщение к любви Божьей, а любовь выражается в жертве и эту Жертву за грехи всех людей принёс Христос. Мы говорим, что Великий пост служит нам для нашего покаяния. А покаяния не может быть без молитвы, потому и звучат сегодня слова великого прокимена «да исправится молитва моя». Исправится – значит, придти в ту норму, которая по той или иной причине была или забыта, или потеряна, или разрушена. Если молитва произносится механически, поверхностно, она не может быть услышана Богом. И, тем не менее, молитва звучит. И будет звучать всегда, независимо от умения человека или состояния его сердца, потому молиться нужно постоянно. Но в чем состоит это норма? Норма может быть только одна – искренность. Слова «Господи, помилуй», произнесенные из глубины нашего сердца, нашей души, могут стоить многих канонов. Важно осознание того, что человек говорит, ведь молитва – это беседа человека с Богом. И если кто-то скажет, что он молится, но его молитву не слышит Бог, то причина в этом одна – он говорит на языке, который не понятен Богу. И дело здесь не в привычном значении слова «язык». Бог признает только язык любви и искреннего желания исправиться, измениться к лучшему. Когда молитва продиктована только нашим желанием что-то получить для земного нашего существования, это молитва ума, а не молитва сердца. Язык нашего сердца – это кротость и смирение, это осознание нашей немощи и греховности. Мы понимаем это умом, но теперь пришло время перевоспитать свое сердце и понять это сердцем. Перевоспитав его, мы сможем тогда беседовать с Богом по-другому, как учат нас святые отцы, не на языке ума, а на языке сердца. И произойдет это лишь когда мы будем иметь не умственное представление о своей греховности, а сердечное убеждение в том, что все мы великие грешники, нуждающиеся в постойном духовном укреплении и подкреплении».
По словам Его Высокопреосвященства, цель Великого поста найти в себе корни гордыни, которые не позволяют человеку почувствовать себя сопричастным Христу.
«Насколько ошибаются те, кто считает, что быть сопричастным Господу – значит, иметь комфортные условия жизни, ни в чем не нуждаться и лишь наслаждаться каждым днем.
Не гневаться, не жаловаться на ближнего, восстающего против вас и клевещущего на вас, нести боль за него в своем сердце – вот что значит подражать Христу. Принимать слово Божье как живое, родное и понятное, а затем непременно строго исполнять его. И первый шаг – избавиться от горделивого себялюбия. Именно гордыня мешает нам стать на путь исправления, мешает почувствовать глубину нашего сердца, узнать сколько в нем настоящей христианской любви. Если слово или поступок любимого нами человека, не говоря уже о наших врагах, нас раздражает, то нет в нас еще любви и нет сопричастности Христу. Великий пост – это время для нашего подвига. Пусть маленького, пусть незначительного в глазах родных и близких, но значительного в глазах Божьих, потому что Бог видит, каких усилий это вам стоит. Полнота нашей жизни – это жизнь с Богом. И начинается эта жизнь с того момента, как мы переступаем порог храма. Это не ноги нас сюда привели, это Господь нас сюда привел. Привел для того, чтобы мы могли встретиться с Ним».
Поздравив причастников с принятием Святых Христовых Тайн, владыка поблагодарил всех за молитвенное участие в богослужении и призвал верующих с усердием и твердостью продолжать свой спасительный путь.
«Будьте усердны в посте и молитве, столь необходимые для исправления наших душ, возгревая в своих сердцах дух покаяния и любовь к ближнему».