Обратившись со словами проповеди после чтения Евангелия, Его Высокопреосвященство призвал еще раз вслушаться в притчу о блудном сыне и постараться еще раз постичь её смысл.
«И если этот смысл нам откроется, то постараться его не просто сохранить, но и что особенно важно, применить в своей жизни. Почему это так важно? Наверняка найдутся те, кто скажет, что не считает себя «блудным сыном», поскольку никуда не уходил, наследства родительского не имел, и уж тем более, его не разбазаривал. И, тем не менее, смысл её касается каждого. Ведь любое евангельское чтение это беседа с Господом о наших с вами душах. Сын получил от отца все, что хотел, все, что ему причиталось. Так же и мы получаем от Бога-Отца все, что нам нужно для счастливой жизни. Он дал нам здоровье, органы чувств, дар речи, которые мы часто используем не по прямому назначению. Разве не является такое отношение к Божьему дару той далекой страной, в которой начался голод, потому что ведет нашу душу к погибели? Когда человек это осознает, он начинает по-другому жить, по-другому поступать и мыслить, если, конечно, не станет заглушать голос своей совести, убаюкивая её тем, что является таким же, как все. Пока человек здоров и молод, он не задумывается над этим, но очень скоро все проходит. И он начинает понимать, что молодость мимолетна, здоровье относительно, а красота не всегда приносит счастье. С первыми болезнями, с первой немощью начинаются походы по больницам и врачам, и бесконечные просьбы и уговоры дать лучшее лекарство от всех недугов. И кого человек в первую очередь винит за свои болячки, за свою немощь? Он видит причину во всех, но только не в себе. А ведь износ тела напрямую связан с износом нашей души. Если человек живет с Богом, то и душа его никогда не устаревает. Им все интересно, они живут жизнью своих детей и внуков, жизнью полной событий, встречей с Богом. Душа их здрава, потому и тело их здраво. А что делать, если душа и тело изъязвлены? Может вернуться к Богу и повторить слова блудного сына, сознаться в том, что мы согрешили пред Ним? И встреча эта может произойти не после смерти, а в храме еще здесь, на земле. Только во время богослужений и в таинствах мы сможем осознать свою греховность и принести Богу плоды своего покаяния. Именно через покаяние мы можем получить исцеление нашего тела, потому что начнет исцеляться наша душа, – она начнет очищаться от греха. А Бог, видя наше искреннее желание исправиться, очиститься, подобно отцу из притчи, выйдет нам навстречу и обнимет нас. Господь спешит навстречу к каждому, кто искренне кается в своих грехах. Он спешит и готов обнять каждого. Именно ради этого, ради этих объятий Он пришел в мир, претерпел муки смертные и воскрес. Ради нас, грешных, немощных и недостойных Его любви детей Господь, Царь Небесный, удрученный ношей крестной, много лет тому назад в рабском виде исходил всю землю, благословляя. Но мир, земля, человечество, по-прежнему остаются недостойны Его любви. И доказательств этому великое множество. В мире по-прежнему гремят войны, брат идет на брата, люди убивают друг друга в бессмысленных и беспощадных бойнях, всюду злоба и ненависть. И винят в этом кого угодно, даже Бога. А разве Бог в этом виноват? Разве отец блудного сына, отпуская его, напутствовал словами о блуде, разврате, мол, сынок, ешь, пей, веселись, закончатся деньги, я тебе еще подкину. Ведь, наверняка, он сказал совсем другие слова. Учил его быть добрым, помогать людям, делиться хлебом и кровом с ближним. А он не стал жить по совести, а так, как ему диктует этот мир. А что нужно миру, мы все хорошо знаем. Вот почему Церковь этой притчей вновь дает нам возможность взглянуть на себя, заглянуть в свою душу и осознать свою греховность. Поздравляя всех вас с воскресным днем, который приблизил нас к Великому посту, мне хочется пожелать всем нам, несмотря ни на что, твердо следовать за Христом, исполняя Его заповеди и главную из них, – заповедь любви».
Как заметил еще владыка, молитва за тех, кто гонит священнослужителей, прихожан, отнимает храмы, угрожает, кто клевещет на Матерь-Церковь как раз и является исполнением заповеди любви.
«Ваш храм носит имя святителя Луки Крымского, человека, который, как хирург лечил многих красноармейцев, бывших защитниками советской власти. А что он получил от этой власти? – тюрьмы, каторгу, злобу и ненависть. Но он не взывал к Богу о наказании своих гонителей и обидчиков, потому что видел в каждом образ Божий и умел отличать простого человека от носителя власти, как аппарата насилия. И Господь его никогда не оставлял, как не оставит и нас, если мы будем верны Ему и Матери-Церкви.
Сегодняшняя притча учит нас тому, что начало обращения грешника к Богу неизбежно. Рано или поздно он осознает, что по-настоящему нужно душе? и тогда он вспомнит об Отце Небесном и захочет оказаться в Его объятиях и поспешит ему навстречу. А Господь, как любящий отец, всегда готов встретить свое дитя, каким бы заблудшим оно ни было, если, конечно, человек намерен навсегда оставить жизнь грешную и принести плоды искреннего покаяния».