«Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности».
«У человека, впервые услышавшего эти слова апостола Павла, могут возникнуть сомнения, – начал Его Высокопреосвященство.
Получается, что если человек раб греха, то он свободен от праведности. А если свободен от греха, то раб праведности. И в том и в другом случае он остаётся рабом. При этом следует помнить, что эти слова были обращены к римлянам, жизнь которых была основана на праве сильного. Рабство, господство, власть. Всё это воспринималось ими как нечто незыблемое. Как несокрушимые институты тогдашней империи, в которой раб не считался человеком, а вещью, собственностью своего господина. И вот людям с таким мировосприятием апостол предлагает стать рабами праведности. Легко ли было им принять это? Быть господином и вдруг, добровольно согласиться стать рабом. Но что значит быть рабом праведности? Каждый христианин называет себя рабом Божьим. А ведь это как раз и значит быть рабом праведности. И в этом нет ничего унизительного. Быть рабом Божьим – значит, всю свою жизнь посвятить освобождению от рабства греха. Стремиться сбросить со своей души его ненавистные оковы. Ведь наступит такой день, когда каждый человек, независимо от вероисповедания, предстанет на Страшном Суде перед Христом, чтобы дать ответ за каждый свой поступок, каждое слово, каждую мысль и намерение. А дальше будет так: одни наследуют Царствие Небесное, а другие отправятся в ад. Всё зависит от того, какой была духовная жизнь человека здесь, на земле. Грешник не сможет находиться среди праведников, его душа сама не сможет находиться рядом с ними из-за той мерзости, которая откроется перед Ангелами и людьми. А ведь всё это всего-навсего результат выбора самого человека, отказавшегося стать рабом праведности».
Трагедия человека, отказавшегося стать рабом праведности, как сказал владыка, заключатся в том, что господином своей жизни он так и не становится.
«С каждым грехом он попадает во всё большую зависимость от дьявола, освободиться от которой без помощи Божьей невозможно. Дело в том, что совершенный по малодушию, или неосознанно грех, как произнесённая однажды ложь, вынуждает грешить снова и снова. Человек становится рабом своего греха, а вовсе не господином своих желаний, как ему кажется. И тут можно сколько угодно себя успокаивать. Мол, если захочу, то всегда смогу перестать грешить. Это самообман. С тех пор как первый человек согрешил, не дух, а тело стало властвовать над душой. Страсти стали властвовать. Плоть, совершая неугодные поступки, отгоняет от души Божественную благодать. Если человек хочет вернуть её своей душе, ему необходимо учиться управлять своими членами. Учиться поступать так, чтобы наконец-то освободиться от всего греховного, от всего неугодного Богу и стать Его рабом. Принести Ему плоды своей святости, своей праведности. «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем, – напоминает нам апостол Павел. Конечно, достичь святости трудно. Но у нас есть сонм угодников Божиих. Ведь если они смогли, то и мы сможем. Ради этого мы спешим в храмы, чтобы, стяжая благодать Духа Святого, избавиться от грехов. Чтобы вновь стать рабами Божьими, получив свободу от греха и страсти. Здесь наши сердца наполняются радостью, которая повсюду. Мы сами становимся источниками этой радости. Ведь если мы с Господом, неужели мы не должны радоваться? Неужели должны скорбеть? Ощущая присутствие Божье в своей жизни, ощущая рабство Богу, стараясь стяжать это рабство, человек стяжает праведность, стяжает святость, за которой жизнь вечная в райских царских обителях».