Сегодняшний день, по словам Его Высокопреосвященства, должен вновь заставить человека задуматься о первопричинах зла на земле.
«Война добра со злом в сердце человека идёт постоянно. В этой войне бывают как победы, так и поражения. Как победители, так и побежденные. Всё зависит от того, кого в союзники себе берёт человек – Бога или дьявола. Использует он слово Божье для этой борьбы или нет? В нём, и только в нём, сила и залог будущих побед. Вот только слово Божье до сих пор остаётся закрытым для разума многих людей. Оно попросту недоступно для понимания. А причиной этому является грех. Именно грех не даёт возможности познать Христа, а значит, лишает человека возможности спастись. А ведь слово Бога не только открывает нам путь ко спасению, оно содержит Его разум, мысли Его сердца. Благодаря этому человек становится не просто мудрым, он становится Богомудрым. Таким как раз был архидиакон Стефан. На сегодняшнем богослужении мы слышим рассказ о том, как книжники и фарисеи не могли «противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил». Этим он вызвал ещё больший гнев у обвинителей. А его проповедь о Воскресшем Христе становится невыносима настолько, что его решают убить. Но и здесь сила слова Божьего помогает ему. Те, кто смотрел на него, видели не просто лицо человека, а как будто лицо Ангела. Ни страха, ни гнева, ни проклятий, а лишь просьба простить тех, кто его убивает. «Прости им, Боже, ибо не ведают, что творят», – были последние его слова. В них вновь звучит призыв Спасителя прощать своих врагов, мучителей и убийц. Вот только человеку трудно это понять. Еще труднее принять. Человеческому разуму это недоступно. Вот почему не услышать сегодня призывов прощать своих врагов. Но при этом человек готов оправдать смерть в утробе матери. Он с легкостью это принимает и даже не пытается осуждать тех, кто совершает миллионы таких убийств в течение одного лишь года. Это и понятно. Ведь грех попросту лишает человека способности увидеть в этом поступке преступление. А ведь этим человек восстает против Бога, против установленных им законов. Забывает, что не человек даёт жизнь, а Бог. И только Бог вправе лишить человека того дара, который тот получает».
Любая война, как сказал владыка, не только начинается в сердце человека, но и заканчивается там же.
«Бесы между собой не могут жить в мире. Они терзают друг друга в сердце человека и вызывают войну. Грех – главная причина войны. Победа будет только тогда, когда будет побежден грех внутри самого человека. Но война с грехом продолжается только во время нашего с вами земного отрезка. А смерть – наше с вами свидетельство – победили мы грех или нет? Обретёт ли наша душа долгожданный мир, или так и будет терзаться бесами целую вечность? Сегодня мы вспоминаем победу над человеконенавистнической идеологией. Но разве эта победа окончательная? Разве идеи нацизма, то есть превосходства одной нации над другой, изжиты?
Мы видим, как эти идеи продолжают собирать под своими знаменами тысячи молодых людей по всему миру. А человек тем временем продолжает искать виноватых и оправдывать себя. И вот до тех пор, пока он будет оправдывать себя, и винить всех, войны будут продолжаться. Без победы над грехом внутри себя, беды будут приумножаться. Как будет умножаться скорбь и горе, если не извлечь уроков из истории. Во всякой войне победу каждый приписывает себе, а вину за несчастья возлагают на одного полководца. Мы – полководцы в войне с нашим грехом. Одержим победу, будут радоваться все, а не только мы. А вот, если проиграем, то винить будут нас одних. На примере архидиакона Стефана мы видим, как должны одерживаться такие победы. Он не испугался открыто исповедовать Христа. Может, и нам нужно поступать также? Мне бы очень хотелось, чтобы мы не боясь ничего шли по этой жизни и свидетельствовали этому миру о Христе. О Его спасительной миссии. О том, что победа над грехом возможны только во Христе. О том, что окончание любой войны без помощи Божьей – невозможно».