Сегодняшним праздником Святая Церковь, как сказал Его Высокопреосвященство, напоминает своим чадам о том, что все мы вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым».
«Обряд обрезания, принятый у многих народов мира, а не только у евреев, в Новом завете уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и является. Христос принёс в мир осознание того, что спасение не по плоти, а в Духе по благодати. Отыне отменяются законы первенства плоти над духом. «Ибо во Христе Иисусе, как говорит апостол Павел, ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь». В таинстве Крещения мы умираем для жизни греховной и рождаемся для жизни чистой, безгрешной, чтобы наследовать Царствие Небесное. Рождается новый человек, который заключает с Богом новый завет. И есть только один способ подтвердить это – исполнение заповедей, главная из которых – заповедь любви. Если в сердце человека нет любви, он не просто нарушает заповедь Божью, он разрывает завет, который заключил с человеком Господь, – идёт против Его воли. А что ждёт тех, кто противится воле Божьей, к сожалению, известно уже каждому из нас. Но пока мы храним веру в милость Божью, пока исполняем Его заповеди и каемся в своих грехах, этот мир не безнадёжен, его ещё можно спасти».
По словам владыки, если человек хочет узнать, чего же больше в нём: новозаветного или ветхозаветного, – ему следует прежде всего заглянуть в своё сердце.
«Если человек получает удовольствие в то время, когда ближнему причиняется боль, в нём нет любви, а значит его сердце лишено благодати. Но Христос не был бы Пастырем добрым, если бы оставил хотя бы одну овцу из Своего стада без надежды на спасение. Он понимает, что и духовная бездарность, и безблагодатное сердце, не имеющее ни веры, ни любви, всё это является следствием греха. Грех парализует волю и делает полностью зависимым от него. Человек как будто находится на поводке, как говорят святые отцы. Прервать же эту порочную связь можно только действием благодати Божьей. Благодаря этой силе человек начинает испытывать отвращение к греху, а его сердце перестаёт злорадствовать. Отказываясь жить по законам Божьим, человек лишает себя такой возможности, а желание наслаждаться грехом превращает его в высокомерного гордеца. А горделивым, как известно, Бог противится, смиренных же одаряет благодатью. Если человек хочет быть одарённым Богом, ему следует стяжать Его благодать. Для этого приходит Христос, чтобы дать нам эту благодать в таинствах Церкви. Вот почему враг рода человеческого хочет уничтожить Церковь, клевеща и устраивая на Неё гонения. Но Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. И Церковь Его по-прежнему остается «солью земли» и по-прежнему благовествует и ведёт людей ко Христу. И мы не имеем права оставаться глухи к призывам Матери-Церкви и отказаться от спасительного пути. Каждый день мы находимся в состоянии выбора между Богом и міром. В большинстве случаев мы знаем правильное решение. Посылая нам испытания, Господь взращивает нас в меру нашей решимости следовать Его воле. Да, душа каждого человека по природе христианка, только не каждый реализует природу своей души, живя временными, тленными ценностями. Будем же стараться полностью реализовать тот душевный потенциал, который заложен в нас Богом. Ставить перед собой самую высокую нравственную планку и стремиться к ней. Подобно тому, как Бог не посылает нам испытаний, которые мы не смогли бы преодолеть, так же Он не ставит перед нами задач, которые мы бы не смогли решить. Делайте всё с молитвой и любовью к Богу, и все у вас и у нас получится, потому что с нами Бог, и есть, и будет во веки веков».