Поздравив духовенство и мирян с «честнейшим и важнейшим из всех праздников», «материю всех праздников», как называет Рождество Христово святой Иоанн Златоуст, Его Высокопреосвященство призвал еще раз задуматься о нашем духовном росте, о том, как мы исправились и изменились за этот год.
«Ведь Господь видит нас, он знает наше сердце, Ему ведомо какие мы были год, десять лет назад. Видит, сколько шагов мы сделали к Нему навстречу. Пусть эти шаги маленькие, пусть робкие, но они свидетельствуют о нашей вере и любви к Богу. Сегодня святая Церковь совершает память 20 тысяч святых мучеников, пострадавших за Христа в четвертом веке нашей эры. В праздник Рождества Христова в 302 году, когда в Никомидийской соборной церкви собралось около 20 тысяч христиан, император Максимиан послал в храм глашатая, который передал его повеление всем христианам выйти из церкви и принести жертву идолам, в противном случае он угрожал сжечь храм вместе с молящимися. Однако все присутствующие поклониться идолам отказались. Пока мучители готовились поджечь церковь, совершавший Богослужение епископ Анфим крестил всех оглашенных и всех причастил Святых Тайн. Все 20 тысяч молящихся погибли в огне. Во время сегодняшнего богослужения мы также слышим евангельскую историю о смоковнице, которую проклял Христос и она засохла. Образ смоковницы – это образ человека без веры. Сколько людей вокруг нас по-прежнему находятся за оградой храма, по-прежнему живут без веры в плену своих сиюминутных плотских желаний. Мы знаем, что вера без любви – бесплодна. Достаточно ли в нашей вере любви? Когда мы подходим к исповеди и к Святой Чаше, мы тем самым как бы свидетельствуем о своем желании придти к Нему, верим, что Его свет пронзит нас насквозь и осветит все самые темные закоулки нашей души. Признаемся Ему в том, что готовы переделать свою жизнь и сделать её достойной Его святости, Его любви. Мы получаем от Него дары, но как мы ими распоряжаемся, умножаем ли мы их? Сколько раз бывало, что люди, которые воображали себя имеющими благодать и духовные богатства, оказывались отвергнутыми. Да не будет с нами этого! Потому-то Слово Господне есть не только слово утешения, не только слово ободрения и любви, но также и слово предостережения, чтобы оградить нас всех от зла и от погибели вечной».
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви