«В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен. Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению. Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой. Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов».
«Эти знакомые многим из нас слова Соборного послания святого апостола Иакова, звучащие во время сегодняшнего богослужения, – сказал Его Высокопреосвященство, – заставляют еще раз, как следует над ними задуматься. Ведь что означает хотя бы то место, где говорится о том, что спасший ближнего от греха, получит прощение от многих своих грехов? Как это, взять и избавить ближнего своего от греха? А если он нас ненавидит и презирает, или хочет нам смерти? И как эти слова сочетаются с днем памяти пророка Илии? Уж сколько лет прошло с тех пор, тысячи. А мы его помним и почитаем, хотя тот мир был совсем другой, не такой как теперь. И люди были другие, которые не познали еще Христа, не знали закона любви и жили по правилу «око за око, зуб за зуб». И в такое жестокосердное время пророк спасал народ Израиля от греха, а теперь спасает нас, потому что учит соблюдать законы, которые положила нам наша Матерь-Церковь. Он учит нас жить по тем добродетелям, которые мы должны сохранять и развивать. Он учит нас не роптать и не осуждать, а быть проповедниками и носителями любви. Развивать в себе, в своей душе, эту главную христианскую добродетель. Не осуждать, а молиться за тех, кто, возможно, и достоин на наш взгляд осуждения. И тогда наша молитва поможет спастись этому человеку от греха. Вот как раз к этому нас и призывает апостол Иаков. Увидев грех в другом человеке, увидев его недостатки, не осуждать, а постараться помочь ему исправиться. Своим примером смирения и любви мы поможем этому человеку и самому начать взращивать в своей душе добродетели и строить жизнь не по варварским законам, а законам любви».
Быть положительным примером для своего ближнего, молиться за него, как сказал владыка, очень трудная задача, но тем приятнее будет награда.
«Наша душа бессмертна. А вот где она окажется после того, как мы пройдем свой земной путь, полностью зависит от нас. Будет ли она с Господом или ей суждена мука вечная вместе с душами тех, кого мы считаем своими врагами, недругами и злопыхателями. Только здесь на земле у нас есть еще возможность исправить свои грехи, там на небе у нас такой возможности уже не будет. И тогда, видя наше желание исправиться и те, кто нас окружает и осуждает, тоже начнут исправляться. А что нам в этом поможет? Конечно, в первую очередь таинства Церкви, соблюдение заповедей Божьих».
Сердечно поздравив всех с праздником, Запорожский митрополит пожелал молиться пророку Илие не только о ниспослании дождя и урожая, как это принято в сельской местности, но и просить умножения наших добродетелей и очищения наших сердец.
«И тогда, по мере того как наши сердца будут очищаться, мы научимся молиться не только о себе, но и о ближних и дальних, обо всем роде человеческом, придет и самая святая, самая угодная Богу молитва о ненавидящих и обидящих нас».