Иоанн Воин – христианский святой, к которому обращаются в молитвах о защите и помощи в трудных ситуациях, особенно связанных с военными конфликтами. Считается покровителем людей, выполняющих сложные и опасные задания с риском для жизни.
Поздравив всех с праздником, Его Высокопреосвященство напомнил о том, что святой жил во времена последнего языческого императора Юлиана, решившего бросить вызов Христу.
«Это было время, когда император Юлиан, прозванный Отступником, попытался повернуть время вспять. Почувствовав себя небожителем, равным богам Олимпа, решил бросить вызов Христу, инициировав гонения на христиан, которые тогда составляли половину населения империи. Хотя большая их часть формально считали себя христианами, на бытовом уровне они сохраняли языческие обычаи и верования. Поэтому многие из них добровольно и без особого сожаления приняли новые порядки. Тем более, когда они заключаются в провозглашении гедонизма новой религией, а удовольствие высшим благом и смыслом жизни. Но были и те, кто не мог смириться с этим, кто не захотел становиться Иудой и предавать Христа. Среди тех, кто пошёл против воли императора был Иоанн Воин. Используя своё положение, он предупреждал своих братьев о грозящей опасности, оказывал помощь тем, кто был схвачен и заключён в тюрьму, организовывал побеги. При этом он оставался милосердным не только к христианам, но и ко всем бедствующим, посещая больницы, утешая страждущих и скорбящих. Теперь ему дана благодать от Бога молиться за нас грешных и недостойных, прося заступничества и защиты в наших бедах и скорбях».
При этом, как заметил владыка, мы называем его воином вовсе не потому, что он был военным человеком и служил в войске римского императора.
«Сегодня наша Церковь прославляет святого мученика, который был и останется в веках воином Христовым. Многие военачальники и полководцы, какой бы славой они не пользовались при жизни, забываются своими потомками. Одних при этом просто забывают, а заслуги других предпочитают искажать или замалчивать. Сегодня святой воин спрашивает каждого из нас: готовы ли мы, как и он, оставаться верными Христу, быть Его воинами? Каждый из нас носит на груди крест, который не только является свидетельством нашей принадлежности ко Христу, но и подтверждением того, что мы являемся Его воинами, готовыми разделить Его муки и страдания. Мы дерзаем соединиться с Ним в таинстве Евхаристии. Но в каком состоянии при этом находится наше сердце и наша душа? Достаточно ли в нём любви, потому что именно любовь к Богу делает верующего человека истинным воином Христовым. В таком сердце нет и не может быть места для ненависти и злобы. Как нет и не может быть подлинного величия там, где нет любви, доброты и правды. Если мы будем понимать, что Христос всегда рядом с нами, в нашем сердце будут и любовь, и доброта, и правда. Он нас укрепит и поможет в любой ситуации».
Продолжая, Запорожский митрополит напомнил о том, что сегодня святая Церковь молится за всех, кто пропал без вести.
«Мы просим Бога, чтобы Он утешил всех тех, кто не имеет никакой весточки о своих родных и близких. А также молимся за тех, кто помогает найти пропавших без вести. Сегодня у всех нас вопросов гораздо больше, чем ответов. Но ответы на все вопросы есть у Бога. Нет ничего страшнее неизвестности, потому что неизвестность – это тьма. Только Бог может развеять эту тьму. «Аз есмь свет миру, – говорит Он. Человеку следует лишь помнить об этом, если, конечно, он хочет вырваться из тьмы неизвестности и страха. Будем же обращаться к Богу, чтобы Он даровал нам надежду и уберёг от отчаяния. Ведь Всемилостивый Господь никогда не оставляет любящих и ищущих Его. Если Он посылает человеку испытание, то всегда укажет и выход из него. Подскажет, как его перенести. Мне бы очень хотелось пожелать всем нам иметь достаточно любви и мудрости, чтобы уразуметь всё то, что хочет донести до нас Господь. Сегодня Он всех нас испытывает, но, как говорит апостол Иаков, «блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его».