Страстная Пятница – самый скорбный день в году для всех православных христиан. После суда Понтий Пилат, прокуратор Иудейский утвердил приговор о казни Христа. Согласно традиции, в честь великого праздника иудейской Пасхи, одного из арестованных миловали. Прокуратор в обращении к народу советовал освободить Иисуса, но подкупленные деньгами первосвященников и фарисеев люди кричали: «Распни Его!», а про Варавву: «Отпусти его!». Последние слова Иисуса: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой». В три часа пополудни Иисус умер. Господь добровольно принял мучения, чтобы искупить грехи всего человечества. Снятое с креста тело Господне, обернули в плащаницу, пропитанную благовониями и положили в гроб, высеченный в скале, а ко входу привалили большой камень.
«Последний предсмертный возглас Сына Божия, умиравшего на кресте, пронзает наше сердце нестерпимой болью, – говорит Его Высокопреосвященство. – Как перенести эту боль? Как нам быть? Плакать или переживать молча? И к чему нас обязывает смерть Христа? Для чего это кровопролитие? Ведь Он мог жить в царских хоромах, нежиться в лучах славы, мог лечить, требовать от людей, чтобы они кланялись и прославляли Его. А Он приносит себя в жертву. Не рубины в короне царской, а капли алой крови в венце терновом, – вот что видим мы сейчас.Творец Вселенной, Властитель мира и жизни, принял на себя все наши грехи, принял позорную смерть, принес великую жертву ради нас. Но каким должен быть человек, чтобы стать достойным этой жертвы? Если в нас по-прежнему живет злоба, ненависть и жестокость. Разве можно сказать, что мы достойны этой великой Жертвы? Если мы признаемся себе в том, что эта Жертва была не напрасной, если мы достойны её, то будем не на словах, а на деле нести свой крест, помогая тем самым нести крест Христов. Начинать всегда нужно с себя. Задумаемся над собой, над своей жизнью. Как мы принимаем эту Жертву? И пусть смерть Христа, свидетелями которой мы являемся, растопила наши сердца. И тогда, проповедуя мир и любовь, ради которых Невинный принял смерть, мы будем достойны великой искупительной Жертвы».
Слова канона «Исходное пение, надгробную песнь Тебе воспою; погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смертию смерть и ад умертвившему» звучали, как плач о погребенном Христе, но в них все сильнее и явственнее раскрывалось предчувствие Пасхи».
После великого славословия с пением погребального «Святый Боже» был совершен крестный ход с Плащаницей, по окончании которого были прочитаны пророчество о воскресении из книги пророка Иезекииля, чтение из Апостола об искупительной Жертве, принесенной Христом. Затем Владыка прочел евангельское зачало о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи.