Знакомство с жизнью и подвигом святого, по словам Его Высокопреосвященства, учат не только беззаветной преданности Христу, но и тому, что дух и волю настоящего человека не способны сломить, ни тюрьмы с их пытками, ни лагеря, ни ссылки, ни изгнания, ни поношения и клевета врагов.
«На вопрос, с чего начинается Родина, каждый человек ответит по-своему. Для одних Родина начинается с улыбки и ласкового прикосновения матери, у другого – с первой похвалы отца, у третьего – с любви к родному дому, родной природе. Так и путь к святости. У каждого человека он свой – только его. Свой путь к святости прошёл святитель Николай, преподобный Серафим Саровский, свой путь был и у святителя Луки Крымского. И начался он для него с внутренней клятвы всегда служить Богу и людям. Он обладал незаурядным талантом художника, который, по мнению его современников, мог принести ему всемирную славу. Он мог стать выдающимся живописцем, не уступающим известностью ни Репину, ни Айвазовскому. Однако выбрал другой путь – стал врачом. И не просто врачом, а практикующим хирургом, специализирующимся на гнойной хирургии. Его жёсткий характер, проявлявшийся главным образом в отношениях с коллегами и членами семьи, не мешал ему быть милосердным ко всем, кто обращался к нему за помощью. Именно любовь к людям, способность чувствовать их боль, как свою собственную, стали той силой внутреннего преображения, которая помогала ему идти по пути не только профессионального, но что самое главное – по пути нравственного и духовного совершенствования. А такой путь не может быть усеян розами, он всегда тернист. Его беззаветная преданность и любовь к Богу, исполнение Его заповедей, честность и порядочность во всём, – в исполнении своего профессионального долга, в словах, поступках, обещаниях, – всё это не могло нравиться завистникам и карьеристам. А их у людей талантливых, добрых, честных, благородных всегда немало. Вся его жизнь есть череда испытаний. Не случайно свой автобиографический очерк он так и назвал «Я полюбил страдания…»
Началом пути к святости, как заметил владыка, есть стремление к познанию и исповеданию Истины.
«Добрые поступки, сострадание, терпимость, служение другим – всё это очень важно, но это лишь составляющие добродетельной жизни. Святость начинается с духовного преображения. А это невозможно без познания и исповедания Истины, без того, чтобы жить в соответствии с волей Божьей, без стяжания благодати Святого Духа. Жизнь святых – это стяжание Божественной благодати. За это они были любимы Богом и за это были награждены жизнью вечной в райских царских обителях. Познание Истины ведёт человека по пути формирования высоких моральных и нравственных принципов, без которых невозможны ни честные мысли, ни честные и благородные поступки. Честь и достоинство – нравственные качества, которые присуще каждому святому. В том числе и прославляемому сегодня святителю Луке Крымскому. Врачуя тела и души людей, он называл себя «скальпелем в руках Божьих». Это были тяжелые времена для Церкви Христовой, о которой он так говорил: «О Мать моя, поруганная, презираемая Мать, Святая Церковь Христова». Свой долг православного архиерея он видел в том, чтобы отсекать всякую скверну от Церкви – Тела Христова. Он вскрывал гнойники и нарывы в виде раскольников, обновленцев, приспособленцев всех родов своими наставлениями и проповедями, своим примером, своим служением. Он – пример для всех нас, как устоять в вере и сохранить её чистоту, как сохранить преданность и любовь Христу и Его Церкви».