«Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё та́к, как бы светильник освещал тебя сиянием».
«Если око твое будет чисто, то и тело твое будет светло, – звучат слова евангельского чтения напоминанием о том, что именно замутненность взора грехом и суетой лишает человека возможности видеть свет.
«А сколько среди нас тех, кто не словами и делами, а одним своим взглядом грешит, — вопрошает Его Высокопреосвященство. — Лишь только увидев, как на наших глазах совершается грех, и, оставаясь к нему безучастным, мы уже грешим. Более 70% всей информации, которую человек получает о мире, он получает через органы зрения. И стоит ли удивляться тому, что однажды увиденное нравственное уродство, или картины несправедливости, надолго запечатлеваются в памяти и оставляют в душе неизгладимый след. Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Что значит глаз для тела, то самое и ум для души. Ибо как глаз простой, то есть здоровый, освещает тело, а если худ, то есть болезнен, затемняет, так и ум потемняется от заботы». Замутненность нашего духовного взора грехом, невозможность видеть доброе и светлое в нашей жизни, погружает нашу душу во мрак, лишает её способности радоваться. Господь учит тому, что душа должна быть очищена добрыми делами, потому что полоскание водой очищает не душу, а тело. «Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? – говорит Господь фарисеям, показывая, что Бог, определивший законы для внешнего, определил их и ради внутреннего. И потому как Бог сотворил и тело, и душу, то Он и требует, чтобы мы заботились и о том, и о другом. Бог сотворил и внешние вещи, и внутренний мир человека. Как же поэтому неразумно заботиться о чистоте только внешнего творения Божия, забывая о внутреннем своем мире. Господь, разоблачая фарисеев, тем самым предостерегает и нас, призывает держать наше духовное зрение направленным ко Христу, а не к решению своих земных проблем. Будем же стараться следовать Его заветам, сохранять свою душу неповрежденной и чистой, ибо ничто не чистое не может войти в Царствие Небесное. А для этого у нас есть все. Господь дает таинство Исповеди, таинство Причастия. Но, стремясь жить духовной жизнью, мы не должны содержание подменять формой, буквой заменять дух церковной жизни.
В современном религиозном мире, к великому сожалению, буква превалирует над духом, форма над содержанием, обряд над верой. А причина все та же: фарисейская закваска вошла в церковную жизнь. Мало кто понимает, что святое таинство Евхаристии является понятием прежде всего духовным, в то время, как многие видят в нем чисто буквальный аспект: исповедовался, отстоял литургию, причастился из святой Чаши – и все, уже и спасен… Конечно, гораздо легче, пусть и благоговейно, съесть «ложку Бога» два-три раза в год, чем стать добрее, открыть сердце свое пред Тем, Кто стучится в него. Истинное Причастие – это прежде всего причастие благодати Божией, благодати духовного разумения и духовного чувства, подаваемой нам через смирение Христово, раскрытое Иисусом на Тайной вечери. Поэтому нельзя и к исповеди подходить формально. Нельзя только перечислять грехи, с ними нужно бороться, их нужно искоренять, чтобы наши сердца действительно стали тем чистейшим сосудом для стяжания благодати Божьей, которая никогда и никого не лишает надежды и уверенности в жизни вечной».