Сегодня, к сожалению, многие люди ограничивает свое мировоззрение исключительно земным бытием. И хотя где-то глубоко в сознании человека и присутствует религиозное понимание вечности, выражающееся, например, в отсутствии принятии факта неизбежности прихода смерти, тем не менее, образ жизни от этого в большинстве случаев никак не меняется, или меняется в очень малой степени.
Эта зацикленность лишает всякого, кто ей подвержен, очень многого: и свободы, так как ограничивает человека материальными благами; и настоящего творчества, потому что часто не дает подлинному таланту развиваться. И, наверное, главное, что страдает от нее, — христианская любовь, которая призвана сделать всякого, обладающего ею, настоящим служителем Богу и ближнему с помощью, в том числе, и земных благ, а привязанность к этому миру не дает в полной мере этому реализоваться.
Православное вероучение и связанная с ней церковная жизнь дают каждому, кто от всего сердца этого захочет, возможность преодолеть скудные рамки земной жизни. Никто не спорит, что это задача не из легких, потому что нужно свою жизнь погрузить в океан любви. Можно себе представить, как трудно по-настоящему, по-христиански полюбить. Полюбить, как любили святые Бога и окружающих их, ни капельки не жалея себя, когда отдавали свою жизнь на растерзания язычников в Римской империи, отстаивая Истинного Бога. Когда брали на себя подвиг столпничества, пустынничества, странничества, старчества, бессребреничества, юродства ради Христа. Когда ради сострадания и милосердия к ближним снимали свою одежду и обувь и отдавали нуждающимся. Достаточно вспомнить имена праведного Иоанна Кронштадтского или преподобного Виталия (Сидоренко), чтобы на глазах появились слезы от их зажигающей жизни.
Не каждому, естественно, дано прожить так, как эти духовные гении. Да этого от нас и не требует Господь. Нам, обычным людям, нужно помнить евангельские слова о верности в малом: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16:10).
Одним из инструментов, если можно так выразиться, который необходимо использовать нам в развитии христианской любви – это молитва о наших усопших ближних. Как известно, у Бога нет мертвых, у Него все живы (Mк.12:27). Именно поэтому православные христиане молятся как за живых, так и за почивших.
В церковной традиции есть различные формы такой молитвы: частное поминовение, которое включается в состав чинопоследований утренних и вечерних молитвословий, а некоторые более ревностные христиане молятся о своих почивших ближних и при чтении прекрасной книги Псалтирь, содержащей возвышенные гимны, обращенные к Создателю. Кроме этого, верующие собираются в храмах для общих церковных заупокойных богослужений: на панихиды, на погребения (отпевание), на литургии.
Панихида – это краткое богослужение, во время которого мы поминаем усопших и просим у Бога прощения их грехов и упокоения в Царстве Небесном.
Погребение (отпевание) – совершаемый священником заупокойный богослужебный чин, посредством которого Церковь провожает усопшего христианина в мир инобытия, молитвенно ходатайствуя о нём, испрашивая у Бога прощения его грехов и дарования ему упокоения в Небесном Царстве.
Заупокойная литургия – это соединение главного православного богослужения со специальными заупокойными молитвами. На нем омываются Кровью Христовой грехи поминавшихся усопших православных христиан.
В церковном календаре есть особые дни, в которые верующие приглашаются в Церковь как бы забыть самих себя и, сократив до минимума воспоминания о святых угодниках Божиих, в усиленной и умноженной молитве об умерших своих родственниках– явить в полной мере свою к ним братскую любовь. Эти дни называются родительскими субботами. Люди, приходящие в храм, могут помолиться на заупокойных вечерних службах, литургиях и на панихидах.
В некоторых православных епархиях с XVI столетия была установлена церковная традиция: поминать погибших воинов, а со временем и всех почивших родственников в ближайшую субботу перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Эта традиция получила название «Покровская родительская суббота».
История Запорожской епархии неразрывно связана с этим великим церковным праздником: и главный храм Запорожского казачества, и современный кафедральный собор освящены в честь Покрова Пречистой. Интересно, что 14 октября 1943 года (дата праздника) Запорожье был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. И поэтому День города Запорожье по сей день совпадает с Покровом Богоматери.
В связи с большим значением данного церковного торжества в Запорожской епархии, по благословению Высокопреосвященнейшего Луки, митрополита Запорожского и Мелитопольского с прошлого года введена традиция «Покровская родительская суббота».
В этом году она будет выпадать на 07 октября. В этот день владыка Лука приглашает всех православных христиан нашей Запорожской епархии поучаствовать в этом добром и богоугодном начинании, придя в храмы помолиться о своих почивших родственников, испросив у Праведного Судии милости и снисхождения ко всем их согрешениям, чтобы очистился пред ними путь перехода из мрачного подземелья в светлые обители Отца Небесного. И Господь, видя усердие молящихся, обязательно услышит их молитвы.