«…потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем».
«В сегодняшний день, – начал свою проповедь Его Высокопреосвященство, – святая Церковь предлагает нам поразмышлять над этими словами апостола Павла.
«Наши тела и нашу душу он сравнивает с глиняными сосудами. Каждый из нас знает, насколько бывают хрупкими и ненадежными эти сосуды. Взять хотя бы цветочную вазу, или чайную чашку. Пожалуй, нет такого дома, и нет такой хозяйки, которая бы не горевала, собирая их разбившиеся осколки. Наши тела также немощны, можно сказать, что они хрупки. Мы часто болеем, наше тело подвергается многим внешним воздействиям. Не любит высоких или низких температур, сильного ветра, дождя и других осадков. А сколько травм получает человек на работе, на дорогах и улицах? И, тем не менее, именно такой «ненадежный» сосуд уготован Богом для хранения бесценного сокровища — благодати Божьей. Но при этом, стоит только этому сокровищу оказаться внутри нас, как тут же этот хрупкий сосуд становится самым прочным в мире, и уже нет той силы, которая сможет его разрушить. Иоанн Златоуст по этому поводу удивлялся. Как можно такое сокровище прятать в такое ненадежное место? Сейчас придуманы различные сейфы со сложными системами сигнализации, чтобы никто не мог их вскрыть. А тут, сокровище в сосуде, который совсем не защищен, который любой при желании может повредить, или даже разбить. Но апостол потому и использует приём антитезы, чтобы показать своим ученикам, что благодать Божья способна превратить нашу душу и наше тело в самый надежный и неприступный сейф. И тогда никто и ничто человеку не страшны. И в этом нас убеждают многие угодники Божьи, которым пришлось преодолеть страшные муки, но их дух оставался не сломленным, потому что хрупкий сосуд под названием сердце был наполнен благодатью Божьей».
При этом, как сказал владыка, выбор остается за человеком – только ему решать каким будет сосуд его души, будет она иметь или не будет иметь благодать Святого Духа.
«А значит, защищенным будет себя чувствовать человек в этом мире, или нет? Не Бог лишает нас Своей благодати, а человек сам от неё отказывается. Как человек, оказавшийся в трудной ситуации, отказывается от предложенной ему помощи, полагая, что он и сам со всем справиться. Бог хочет наделить нас этой благодатью, Он изобильно проливает её на нас. Но желаем ли мы иметь её в своём сердце? Предположим, что человек хочет пить, но за водой идти не хочет. Он может сколько угодно желать этого, но пока сам не встанет и возьмет ведро, так и будет умирать от жажды. Точно так же происходит и в духовной жизни. Если мы не желаем очищать свое сердце и наполнять его Божественной благодатью, то наши сердца, наши тела будут превращаться в глиняные черепки. Чтобы этого не произошло, у нас есть заповеди, у нас есть церковные Таинства, есть Таинство Исповеди и Таинство Евхаристии, когда мы можем соединиться с Самим Господом. Есть всё, чтобы мы могли вести благочестивую христианскую жизнь».
В заключение владыка пожелал беречь и ценить то, что дал нам Господь.
«Свое тело и свое сердце мы получили при рождении. Кому-то они нравятся, кому-то нет. Кто-то даже старается изменить свое тело путем пластических операций. Но ни один хирург не способен изменить нашей души. Только сам человек с помощью Божией, напитывая свое сердце благодатью Божьей, меняет и свою душу, и свое тело. И первый шаг на этом пути – очищать свое сердце для бесценного сокровища от греха, подражать Христу. Делать всё, чтобы в нашем теле, как говорит апостол Павел, открылась Иисусова жизнь».