«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».
Объясняя смысл настоящих евангельских слов, Его Высокопреосвященство особо подчеркнул, что слово «иго» в данном случае не имеет ничего общего ни с насилием, ни с гнётом.
«Для большинства людей, хорошо знакомых с историей, особенно с тем периодом, который связан с татаро-монгольским игом, данное слово вызывает вполне определенную ассоциацию. Христос же, говоря об иге, имел в виду Свои заповеди, и прежде всего заповедь любви. Конечно, для любого человека, который берётся жить и поступать по заповедям Божьим, сначала придётся, как следует, потрудиться. Никто ведь из нас не рождается сразу умея писать, рисовать или читать. Мы этому учимся, прилагаем усилия. Но зато какое счастье потом, когда мы всему этому научимся и начнём получать удовольствие от чтения интересной книги, от нарисованной картины, или от первого своего стихотворения. Вот так примерно происходит и с исполнением заповедей. Это сначала кажется, что эгоизм не позволит человеку забыть о своих желаниях и подчиниться воле Божьей. Но стоит однажды почувствовать, как с помощью Божьей решаются все жизненные проблемы, а в душе воцаряется мир и покой, так уже от прежнего образа жизни не остаётся и следа. А всё потому, что иго Христово основано на любви. И каждого, кто возьмёт его на себя, ждут не только радости в этой земной жизни, но и в жизни вечной, когда произойдёт долгожданная встреча с Господом в Его царских обителях».
При этом, как заметил владыка, Христос никого не заставляет нести Его иго силой.
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Господь никого не заставляет силой, а приглашает всех, кому плохо, кто страдает и мучится, продолжая нести на себе бремя греха. При этом Он ещё даёт способ, как победить грех и обрести покой и мир в душе. Для этого нужно лишь научиться у Него кротости и смирению, благодаря которым улетучиваются страх, беспокойство, гордыня, эгоизм и многие другие человеческие страсти и пороки. Но не только смирение и кротость способны вернуть нам умиротворение, но и такая добродетель, как милосердие. Тот, кто хотя бы раз помог ближнему, никогда не забудет ту невероятную радость и ни с чем несравнимое чувство облегчения, которое испытывает душа в этот момент. Ничто не приносит человеку такую радость и умиротворение, как участие в благих делах и то добро, – даже самое незначительное, которое он сделал другому. Мне бы очень хотелось, чтобы мы были милосердны друг к другу. Чтобы взяли иго Христово и понесли его по жизни с кротостью и смирением, увлекая своим примером тех, кто находится рядом с ними. Кто пока еще несёт бремя греха, но готов сбросить его и взять на себя иго Христово, чтобы вернуть своей душе такой желанный мир и покой».