«Сегодня мы прославляем тех, кто остался преданным Христу до конца, – начал свою проповедь Его Высокопреосвященство.
Ублажаем память тех, кто служил Христу, кто был верен Ему во время путешествий и во время Его крестного пути на Голгофу, кто был предан Ему до конца. И все благодаря нежной и несравненной любви к Господу. В истории нашей Церкви было немало периодов, когда люди бесконечным потоком устремлялись в храмы Божьи, но со временем этот поток становился все меньше и меньше, но при этом он никогда не иссякал. Мы помним, как после развала Советского Союза люди, потерявшие работу, материальное благополучие, а главное, потерявшие надежду, тысячами шли в церковь, но как только их жизнь налаживалась, они переставали это делать, решив, что они уже получили от Бога всё, чего хотели. Каждый из них, конечно же, любил Бога, но была ли эта любовь бескорыстной? Не было, и никогда не будет на земле людей, сердец которых не коснулся бы Господь. Своей любовью Он касается всех нас, только не в каждом рождается ответная любовь, и уж тем более не каждый способен хранить её в своем сердце постоянно. Сегодня, когда мы переживаем трудные времена, следует каждому спросить себя: а какова моя любовь? Люблю ли я Христа как жены-мироносицы, чтобы идти с Ним до конца? Не потерять прикосновение Божье – вот о чем должен переживать каждый из нас. Ведь потеряй человек это ощущение, он тут же начинает жить, как он хочет. Он может по-прежнему ходить в церковь, молиться и причащаться, но будет это делать без веры и любви. И упование на милость Божью будет ничтожным. А начинается это всё с того самого момента, когда человек перестает любить Бога, но не перестает любить себя. Его гордыня мешает ему отказаться от собственного «Я» и во всем положиться на волю Божью. Ему начинает казаться, что он уже всё знает и всё умеет. Такие люди больше любят себя в церкви, а не церковь в себе. Постоянно думая над внешней, обрядовой стороной нашей веры, они потеряли самое главное – чувство любви к Богу. И наше нынешнее время со всей очевидностью это демонстрирует. Если человека больше привлекает не сама Церковь, а совокупность неких ритуалов, он легко отказывается и предает Христа. Одним словом, в нём любви не больше, чем было в Иуде, и он уже не боится потерять Бога. Если раньше в нём и был страх Божий, то и он не был бескорыстным. Однажды сатана, не веря, что Иов от своей праведности не ждет никакой выгоды, спрашивает Господа: разве даром богобоязнен Иов? Есть и среди нас, к сожалению, такая категория людей, которые спешат в храм не ради спасения, а ради некой выгоды. Церковь же наша, как нежная чадолюбивая мать, вот уже много столетий заботится обо всех нас, она не делает различий и не хочет, чтобы мы болели, чтобы страдали и мучились».
По словам владыки, современному верующему человеку как никогда нужен пример преданной любви к Богу, чтобы не потерять это благодатное ощущение.
«Христос не выбирал жен-мироносиц и не звал за Собой, подобно апостолам, но они сами пошли за Ним. Их благоговейный пример перед нами. Прежде чем пойти за Христом, они не отличались добродетелями, но благодать Христова совершенно их преобразила и возродила заново. Они остались верными Спасителю. Что стало определяющим для их верной и преданной любви: Божественное учение, чудеса Сына Божия, или возможность всегда быть рядом, дышать одним воздухом, разделять с Ним кров и пищу? За всё это Господь вознаградил их, – они стали первыми свидетелями Его Воскресения. Их всегда отличала живая вера в Христа, – вера, которая не формальна, которая не является ни атрибутом, ни амулетом. Их вера пламенна, и горит она смирением, кротостью и любовью. Сегодня Господь дает нам возможность проверить свою любовь. Имеем ли мы такую же пламенную любовь, готовы ли гореть смирением и кротостью? Готовы ли твердо исполнять заповеди Божьи и свидетельствовать миру о своей любви ко Христу?»
В заключение своей проповеди Запорожский митрополит пожелал иметь любовь к Богу, которая неразрывно связана с любовью к ближнему.
«Когда любишь Бога больше, чем себя, тогда не трудно любить и тех, кто рядом. Мало говорить, что Бог у меня в душе, необходимо это подтверждать своей жизнью, своими поступками. А для этого нужно подражать женам-мироносицам. Нужно идти в мир и своим примером утверждать слово Божье. Сегодня многими из нас правит страх, но это не страх Божий, а страх неверия. А ведь Церковь – это общество смелых и свободных людей, преданных и любящих Бога. Бог никого не заставляет и не насилует. Мы сами выбираем: с Богом мы или без Него. А когда человек решает жить без Бога, то рассчитывать ему придется только на себя, и ставить ориентиры жизненные ему придется тоже самому. А что это будут за ориентиры, не трудно догадаться – живи для себя, лови момент, жизнь коротка. Только Бог дает человеку то, что он действительно хочет и что ему действительно нужно.
Сегодня особый день для наших женщин, для наших жен-мироносиц, для наших сомолитвенниц. Хочется пожелать всем вам учиться находить душевный покой в чтении духовной литературы, в молитве, в полноценной и полнокровной церковной жизни, в благотворительности и в просвещении этого мира словом Божьим. Желаю вам быть примером веры и любви, оставаться нежными и в то же самое время твердыми, чтобы вы могли продолжать свидетельствовать миру о воскресшем Христе».