Как сказал в своей проповеди Его Высокопреосвященство,
человеческие отношения – это всегда поле не только для греха, но и для добродетели.
– А вот чего в них может быть больше, зависит от каждого человека, от его ценностных установок, от способности разрешать житейские проблемы, от понимания, в том числе, и тягот ближнего. Если считать, что проблемы ближнего человека не волнуют, то это одна позиция, и одно поле. А вот если человек решил стать помощником и нести тяготы ближнего на себе, он должен быть готовым ко многим испытаниям. Но что при этом называть тяготами? Тяготы – это все то, что заставляет человека тяготиться этим. У человека может быть скорбь, может быть печаль. И мы подходим к нему и утешаем и тем самым разделяем его боль. Человек тяготится своими грехами, он осознает свои грехи, и мы можем молиться за него, чтобы Господь помог ему избавиться от этих грехов, чтобы Господь помог исправиться. Но неужели только в этом заключается наша готовность нести тяготы ближнего своего? А отношение к нам? Как часто отношение ближнего к нам становится для нас тягостным. А все потому, что мы воспринимаем человека не так, как других. Он становится для нас не таким как другие. Да, он нас не понимает, делает не то и не так, как нам нравится. И тогда для нас нести тяготы ближних своих – это смирятся с тем, что они не такие, как мы. Ведь они создают тяготы уже для нас. Способны ли мы находить в таких условиях то доброе начало, которое, несомненно, есть в таких людях? Да, образ Божий в них может быть серьезно поврежден, поражен смертельной болезнью – гордыней. А разве можем мы судить их? Не судите и не судимы будете. Разве сами мы не считаем себя лучше других? Если боль еще вызывает в нас сострадание, то непохожесть вызывает злобу и ненависть. Нам начинает казаться, что только мы правы, и что только мы являемся носителями истины. А если представить, что кто-то стал жертвой клеветы. А враг рода человеческого любит играть на страхах и человеческих подозрениях. Стоит только появиться в голове мысли, что ближний затаил злобу и вынашивает корыстные планы, то тут ни о каком смирении не может быть и речи. Такие взаимоотношения – готовое поле для многих грехов, и здесь уже нет места добродетели, нет места любви и пониманию. Мы злимся и раздражаемся, но при этом продолжаем считать себя православными и думать, что этим мы исполняем закон Христов».
По мнению владыки все нравственные нормы в человеческих отношениях направлены на соединение, а не на разделение
«Даже слово «целебный» имеет корень целый, то есть неразделённый. Для нас поврежденность означает болезнь. Почему мы так говорим? Да потому, что наше здоровье для нас – это не только физическое состояние, а и социальное и душевное. Лишь когда все эти три составляющие в нас гармонично развиваются, мы можем сказать, что мы здоровы. Человек может физически выглядеть здоровым, а душой быть больным. Мало кто среди людей бывает доволен своим социальным благополучием. И все потому, что наша душа повреждена, наш дух. Мы не имеем в душе «дух мирен». Из-за этого человек раздражается, бывает вечно недоволен как собой, так и ближними своими. Он не видит достоинств, а лишь недостатки и вечно осуждает всех и вся. В сущности, область нравственной жизни – это область человеческих отношений. Стоит нам начать жить по законам любви, все вокруг становятся добрее. Недаром святые отцы говорили, что с преподобными – преподобен будешь, со строптивыми – развратишься. Святые отцы понимали это. Поэтому и жили добродетельно, богоугодно и цельно. Грех нарушает целостность нашей души. Грех – это та лазейка, через которую проникает и дьявол, и многие болезни».
Поздравляя всех с праздником, владыка пожелал просить у Агапита Печерского не только здоровья физического, но прежде всего здоровья для души.
«Просите, чтобы святой научил нас стяжать дух здоровый, дух Божий. Чтобы он помог нам исполнять закон Христов, который помогает нам противостоять искушениям и греховным помыслами и напитываться духом Божественной благодати. Просите терпения и смирения для проявления любви Божьей через проявление любви к ближнему. Чтобы мы могли нести все тяготы, которые не только имеет наш ближний, но и те, которые мы сами себе создаем, отказываясь видеть в каждом человеке образ Божий».