Более века прошло с тех пор, как в уральском городе Екатеринбурге произошло страшное злодеяние, память о котором болью отзывается в сердцах миллионов верующих людей. Последний Император Николай Второй, Императрица Александра, царевич Алексей, великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, по приказу новой власти, пришедшей строить новый мир без насилия и произвола – во всяком случае такими были их революционные лозунги – были расстреляны.
«Каждый год память о той страшной ночи, боль, скорбь и чувство вины приводят людей в храмы, – сказал Его Высокопреосвященство. – С какой нечеловеческой, сатанинской жестокостью все это вершилось теми, кого даже людьми трудно назвать. Но никто, – ни Помазанник Божий, ни члены его семьи, ни их друзья, – не испугались, не возроптали на Бога. Нам никогда не узнать о чем в последнюю минуту они думали, но можем с уверенностью сказать, что в их сердцах не было страха смерти, а был лишь страх предстать перед Господом со своим грехами, за которые придется держать ответ. В этом нас убеждают последние дни его жизни, принимаемые им решения и совершенные поступки.
Любому человеку свойственно чувство страха, это тревожное состояние, испытываемое нами перед лицом реальной или предполагаемой опасности. Страх – извечный спутник человеческого существования. Каждый человек имеет основания страшиться враждебных, темных сил греха, смерти и дьявола. Даже в Библии немало таких людей, потому что там показаны такие же люди, как и мы, со всеми слабостями и тревогами. Но каким бы слабым ни был человек, он может стать выше страха, он может его победить. Но сделать это он может только с помощью Того, Кто могущественнее всех темных сил – с помощью Господа нашего Иисуса Христа. Не случайно Он так часто повторяет Свой призыв: «Не бойся!» Должны ли мы бояться в своей земной жизни все то, что сейчас происходит вокруг? Должны ли бояться угроз и нападок? Должны ли бояться тех, кто угрожает гибелью? Последний император не испугался, потому что знал, что с ним Христос. А если с нами Бог, то кто против нас? Насколько часто в Священном Писании говорится о даруемой Христом свободе от страха, настолько же часто подчеркивается значение страха перед Богом, где страх и благоговение сливаются воедино: кто страшится Бога, тот благоговеет перед Ним. И наоборот: кто благоговеет пред Богом, тот и страшится Его, проникаясь Его величием и святостью».
К великому нашему сожалению, как сказал еще владыка, отголоски того времени, того кровавого беззакония мы слышим до сих пор.
– Вот почему так важно за молитвой о святой царской семье, помнить о человеконенавистнической идеологии, которая стала причиной их гибели и сохраняется до сих пор. Когда человека без суда и следствия могут назвать врагом и начать его преследовать, объясняя это высшими идеалами свободы и демократии. Но что стало результатом убийства царской семьи? Получил ли народ обещанный рай на земле? Напротив, был запушен маховик новых убийств и репрессий. А участниками этих преступлений стали те, кто еще совсем недавно считали себя православными христианами. Миллионы отреклись от веры своих отцов и стали участниками многих преступлений, так называемых революционных преобразований. Но и их очень скоро поглотил ненасытный Молох. По сути, они стали следующими его жертвами. Ведь после совершенного преступления в первую очередь избавляются от свидетелей. События тех далеких трагических лет и нашего неспокойного времени убеждают нас в том, что дьявол не желает, чтобы человек спасался. И тогда, и сейчас он продолжает сеять в умах людей смуту и ересь. Наша же земная жизнь дается совсем для другого. Она нам дается для того, чтобы мы могли потрудиться для Царствия Божьего. Вот почему мы чтим память царственных страстотерпцев, вот почему несем их иконы во время Крестного хода. Вот почему мы не хотим быть сторонними наблюдателями, молча взирающими на происходящее в нашей стране».
В заключение Запорожский митрополит пожелал не иметь в сердце страха земного, страха перед житейскими невзгодами и несчастьями.
– Празднуя сегодняшний день, празднуя подвиг веры, мы должны учиться у святых царских страстотерпцев ничего не бояться, а иметь в душе только один страх – согрешить перед Богом. Человек, не испытывающий страха перед Богом, живет лишь земной жизнью, в которой нет места для общения с Богом. Человека, не признающего никакой другой действительности, кроме земной жизни, охватывает более сильный страх – страх перед «небытием». Ему необходимо познать простую библейскую истину, которая гласит: «Бога, Господа твоего, бойся!». Страх перед Богом – это любовь к Нему в ответ на Его любовь к нам».