Поздравляя духовенство и мирян с «честнейшим и важнейшим из всех праздников, «материю всех праздников», как называет Рождество Христово святой Иоанн Златоуст, Его Высокопреосвященство призвал еще раз задуматься о нашем духовном росте, о том, как мы исправились и изменились за этот год.
«Ведь Господь видит нас, он знает наше сердце, Ему ведомо какие мы были год, десять лет назад. Видит, сколько шагов мы сделали к Нему навстречу. Пусть эти шаги маленькие, пусть робкие, но они свидетельствуют о нашей вере и любви к Богу.
Не в величии земном, а в смиренном образе в хлеву среди животных и соломы рождается Господь, чтобы явить миру Свою жертвенную любовь. Он мог бы родиться в палатах царских, но родился там, где Он родился. И это вовсе не случайно. Одна из основ нашей веры в том и состоит, что нет ничего случайного в нашей жизни, тем более в том, что связано с Христом. Рождение Спасителя в ночи среди нечистоты и животных символизирует мир, в котором мы живем и начало нашего очищения и прежде всего очищения нашего ума и сердца. А добиться этого можно только любовью. Недаром Господь говорит о том, что «потому узнают все, что вы мои ученики, что будет любовь между вами». Мы знаем, что вера без любви – бесплодна. Праздник Рождества Христова – это не только воспоминания, не только те или иные факты, связанные с этими событиями, а возможность заглянуть в глубину своего сердца. Какие плоды принесла наша вера в прошлом году? Достаточно ли в нашей вере любви? Когда мы подходим к исповеди и к Святой Чаше, мы тем самым как бы свидетельствуем о своем желании придти к Богу, верим, что Его свет пронзит нас насквозь и осветит все самые темные закоулки нашей души. Признаемся Ему в том, что готовы переделать свою жизнь и сделать её достойной Его святости, Его любви. Мы получаем от Него дары, но как мы ими распоряжаемся, умножаем ли мы их? Сколько раз бывало, что люди, которые воображали себя имеющими благодать и духовные богатства, оказывались отвергнутыми. Да не будет с нами этого! Потому-то Слово Господне есть не только слово утешения, не только слово ободрения и любви, но также и слово предостережения, чтобы оградить нас всех от зла и от погибели вечной».
Кроме этого, как сказал Запорожский митрополит, каждый священнослужитель должен понимать, что является членом общества, в котором он живет, и считать себя свободным от тех процессов, которые в нем происходят, он не может.
«Мы видим, каким нападкам подвергается наша Матерь-Церковь. Но в чем причина этого? Мы живем в детерминированном мире, где существует причинно-следственная связь, когда одно явление – причина, порождает другое– следствие. Нападки на Церковь – это уже следствие, но чего? Следствие духовного вырождения тех, кто считает себя власть имущими, кого имя Христа жжет сильнее огня. Бог им противен, потому что напоминает о том, что их мир и они сами погрязли в разврате и чревоугодии. Революции и войны лишь обнажают зло, которое уже жило в человеке, которое выбрасывается наружу. Но внешний фактор физического насилия и физического убийства нельзя рассматривать, как самостоятельное зло, как источник зла. Этому предшествует духовное насилие и духовное убийство. А способы духовного насилия очень тонки и с трудом уловимы. Иные душевные движения и токи, иные слова, иные чувства и действия, не имеющие признаков физического насилия, более убийственны и смертоносны, чем грубое физическое насилие и разрушение. Церковь это понимает и говорит об этом, но общество пока не слышит или не хочет слышать. Путь следования за Христом – трудный, полный скорби испытаний. Но недаром Господь говорит нам: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо…»