Свою проповедь Его Высокопреосвященство начал с упоминания увещевания, с которым апостол Павел обратился к своим ученикам.
«Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте», – слышим мы сегодня его наставление. Но что значат они для нас? Дела тьмы – это наши грехи. Только одни их совершают с удовольствием, не замечая при этом, как тьма поглощает сначала их жизнь, а потому и их души. Другие же сопротивляются тьме, стремятся быть истинными чадами Церкви Христовой. Хотят быть источниками света для других, указывая путь к истине, к Богу. Такие люди знают, что придёт Христос и прекратит всякую жизнь во грехе. И те, кто выбрал для себя временную, земную жизнь во тьме, перейдут во тьму вечную. И пока стоит мир, пока люди не осознают, что ждёт их впереди, эти слова апостола Павла не потеряют своей актуальности. И будет продолжаться борьба добра со злом, и будет враг рода человеческого насаждать свою тьму. И есть только один способ победить в этой борьбе – это озарить свою жизнь светом веры Христовой. А для этого необходимо стремиться в храм Божий и всем сердцем ощущать свое единство с Матерью-Церковью. Только здесь источник света, источник Божественной благодати. Вот почему дьявол и его клевреты восстают на Церковь. Вот почему чадам Церкви Христовой необходимо быть еще чадами света. Мы должны делиться светом Божественной благодати с теми, кто нас окружает, чтобы и они могли противостоять тьме. Помочь им не обременять свои души проблемами, которые производят бесплодные споры и ведут к пустословию. Мы должны свидетельствовать о Христе и Его любви ко всему роду человеческому и к каждому из нас».
При этом, как сказал владыка, в нас должно быть достаточно любви, чтобы уметь обличать тех, кто не хочет жить в свете.
«Без любви такое обличение может превратиться в осуждение. Без любви наше желание указать человеку на его недостатки может вызвать только гнев и неприятие. Необходимо, чтобы вся наша жизнь, как говорит святитель Фотий, свидетельствовала о любви и уже этим обличала все грехи грешников. В свете наших стремлений ко спасению человек, который ничего не слышал о Христе, который ничего не понимает в этом, может почувствовать и осознать всю глубину своего падения в пучину греха. В лучах света, который исходит из нашего сердца, он может увидеть себя и измениться.
Трагедия современного мира в том, что он потерял основы нравственности. Отныне нравственность отдана на откуп человеку. Человек сам решает, что нравственно, а что безнравственно. Решит он, например, что убивать стариков и больных нравственно и будет утверждать это с полной уверенностью на всех уровнях. В том числе с привлечением всех средств массовой информации. А мы знаем, что если нелепость повторять тысячу раз, то рано или поздно это примет форму закона. Только Церковь сегодня не хочет с этим мириться и отстаивает фундаментальные основы нравственности».
Поздравляя с днём памяти священномученика Серафима (Чичагова), Запорожский архипастырь пожелал следовать примеру святого.
«Владыка был известным ученым, был приближён к высшему свету, но оставил это всё, оставил блестящую военную карьеру и стал священником. Много лет своей жизни он посвятил прославлению преподобного Серафима Саровского. Это было особое его служение. Он призывал всегда помнить, что все мы родились свыше через посредство таинств Церкви Христовой. Мы должны ценить дары Божии, хранить их и соблюдать святую связь с Господом. У нас есть уникальная возможность ощутить присутствие Святого Духа в своих сердцах. Но отдаём ли мы в этом себе отчет, осознаём ли это? Если бы Дух Святой не сошёл на апостолов, они не смогли бы проповедовать миру о Христе и мир ничего не узнал бы о Спасителе. Сегодня мир ищет для себя новых идолов, новые способы и формы идолопоклонства. Ему не нужен Христос. И всё лишь для того, чтобы оправдать беззаконие, которое творится вокруг. Молчать об этом – значит потакать служителям тьмы, значит самим становиться соучастниками беззакония. Мы должны светить этому миру и просить Бога о милости. Если человек хочет света, он стремится к нему. Если человек хочет мира, он ищет его. Если человек хочет жить с Богом, он ищет дорогу к Нему. А иначе, зачем нужна дорога, если она не ведёт к Богу?»