«Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа; и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию».
«Любой здравомыслящий человек, поразмышлявший, как следует, над этими словами апостола, — сказал Его Высокопреосвященство, — без труда поймет, что в этом мире может быть только одна любовь — любовь Иисуса.
Мы знаем, что в греческом языке существует несколько слов, обозначающих это чувство. Для грека не понятно сразу, о каком чувстве говорит его собеседник. Поэтому они, чтобы облегчить себе жизнь придумали несколько слов, которые бы конкретизировали это понятие. То ли о любви к Богу идёт речь, то ли о человеке, предмете, или родине. В нашем же языке этого нет, потому что априори понятно, что любовь может быть только одна — любовь к Богу, или рожденная Богом. Сам Господь даёт нам пример такой любви. Зачатки её мы получаем в таинстве Крещения и Миропомазания. Получить–то получили, но совершенно потеряли. Некоторые думают, что навсегда. И уже никогда не будут найдены. Будут, если, конечно, человек этого по–настоящему захочет. Все равно задавленные ростки этого чувства, еще смогут прорасти и принести много прекрасных плодов. Эти ростки мы видим в поступках людей, которые стараются увидеть в ближнем своём образ Божий. Вот именно об этом чувстве нас просит апостол. Просит, чтобы мы его умножали. Мера любви есть бесконечность, как говорит Иоанн Златоуст. Если человек любит, то он это чувство будет нести постоянно. Примерами такой любви для нас могут быть угодники Божьи. Они светились любовью к каждому, кто к ним обращался, и делали это всегда, а не от случаю к случаю. Независимо о того, кто и сколько раз к ним обращается. Но, как тогда полюбить еретика? Еретика тоже нужно учиться любить, но ересь, которую он распространяет — никогда. Вот почему нужно не просто любить, но и возрастать в познании этой любви. Чтобы в своей любви к этому человеку, ты не заразился от него этой ересью».
Как заметил еще владыка, только любовь является движущей силой на нашем жизненном пути, освещенным светом познания, а духовные чувствования как умение, как и где ступать по пути.
«Если человек живет с Богом, если его духовные чувства чисты и наполнены Божественной благодатью, то он познаёт наш окружающий мир уже не так как остальные. Ему легче отличить добро от зала. Тот же, кто не очищает свои чувства, никогда не увидит в человеке образа Божьего, а значит, будет видеть в человеке только одни его недостатки, его пороки и отрицательные качества. Достаточно посмотреть вокруг.
Что происходит сейчас с миром? Стремится ли человек к Богу, или он хочет убрать Бога из своей жизни? Ответ очевиден. Мы видим, что происходит со всеми нами. Болезни, пожары, наводнения, извержения вулканов и прочие природные катаклизмы указывают на то, что человек свой выбор сделал неправильно. Но как бы человек не согрешил, он имеет остатки совести. И вот эти остатки ему время от времени напоминают о том, что Бог — это чистота. И что если он захочет, то сможет жить честно и чисто. В нашем мире сегодня много жесткости. Но кто является носителями этой жестокости? Не такие же люди, как и мы с вами. Разница лишь в том, что свои чувства они не очищают. Они не пользуются теми задатками, которые даёт всем нам Господь. Даёт для того, чтобы в День Суда мы могли предстать перед Ним достойно. Именно любовь, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), заставляет нас двигаться вперед и направляет наш с вами жизненный путь. Но чтобы знать куда идти, нужны ориентиры. Нужен свет — свет познания. Но мало осветить путь. Ведь на нём все равно остаются ухабы. И вот здесь без чувствования, о котором нам сегодня говорит апостол Павел, не обойтись. Будем же возгревать и усиливать свои духовные чувства. Будем стараться преумножать в себе любовь и познавать её, очищая от всякой скверны и пагубных страстей. И не допускать, чтобы она была извращена».