Воспоминаемое сегодня событие, по словам Его Высокопреосвященства, относится не только к Адаму и Еве, но и касается непосредственно каждого из нас.
«Ведь изгнаны из Рая были не просто два человека, а двое наших самых близких и родных человека. Мы сами не были в Эдемском саду, но душа-то наша была, и она помнит все то, что там происходило, как и помнит то, что при этом чувствовали наши прародители – до и после их изгнания. Вот почему так тяжело и так одиноко бывает на душе, когда мы в силу своей гордыни начинаем строить свою жизнь без Бога, по своей прихоти. А все дело в том, что наша душа все это уже переживала однажды. Но помнит ли человек все это? Он скорее в минуту скорби начнет взывать к Богу и вопрошать: «За что мне все эти испытания?» А ведь ответ он и сам прекрасно знает. Но скорби продолжаются, печали множатся, а человек так и не может понять почему? Вот для чего наша Церковь снова и снова напоминает всем нам об этом событии, поступая, как добросовестный учитель порой втолковывает непутевому «двоечнику» пройденный школьный материал, который тот в силу своей лени не хочет учить. Кто-то, возможно, скажет, что всё это бесполезно и былого не исправить. Что, мол, Адам совершил непоправимое, а нам теперь из-за этого приходится страдать. Но такое ли «непоправимое» совершил Адам? Нет, конечно, это страшное, трагическое для всего человечества событие, но оно поправимое. Адам был создан свободным: он мог, по образу и подобию Божьему, избирать тот путь жизни, который сочтет нужным. Это были либо путь, предложенный Богом, путь сыновнего благодарного послушания, исходящего из доверия, любви, созерцания неизъяснимой человеческими словами Божественной красоты и красоты первозданного мира, путь, устремленный к Богу, – либо путь ослушания, путь противления воле Божьей. Адам выбрал путь, предложенный сатаной, нарушив волю Божью. А нарушение, противление воле Божье гибельно для нашей души. Наши родные, наши предки Адам и Ева обрекли нас на смерть, но Бог не хочет нашей смерти и посылает нам Сына Своего возлюбленного, Он дает нам еще один шанс всё исправить. Сейчас мы стоим на пороге Великого поста – на пороге спасительных и радостных для каждого человека событий, которые помогут нашей душе исправиться и вернуться к своим истокам, вернуться к Богу. Бог избрал для каждого из нас особый путь спасения. Он отправляет нас, Свое создание, в долгий путь с одной лишь целью – для спасения нас от вечной смерти. И Сам, в лице Своего единственного Сына, Иисуса Христа, тоже отправляется в путь, навстречу к каждому из нас, чтобы, пусть не сразу, пусть через долгое время, пусть ценой мучений и позорной смерти, совершить это спасение».
Как сказал еще владыка во время чина прощения, время Великого поста нам необходимо для того, чтобы каждый мог утвердиться в своем духовном возрасте.
«Каждый из нас еще младенец и мы только карабкаемся по этому пути. Но все, что нам нужно на этом пути, все нам дает Господь. Он все дает для нашего взросления и нашего духовного укрепления. А те физические ограничения, которые мы налагаем на себя, лишь помогают раскрыться нашим духовным силам и силам нашей души. Время поста – время радостное, потому что Господь дает нам возможность доказать нашу веру.
Наша цель – молитва и покаяние. Но едва ли возможна молитва, если мы не примирились с другими людьми. Бог не примет дар такой нашей молитвы. Мы входим во время Великого Поста. Пусть течение Великого Поста приведет нас к Светлой Пасхе, но чтобы за время поста мы сами бы воскресли для новой жизни во Христе и со Христом. Как с весною всё меняется в мире природы, так во время поста может произойти всецелое обновление души человека. Да поможет нам в этом Господь Бог! И, предполагая, что некоторых из вас я сегодня вечером не увижу, испрашиваю у вас прощения. Простите меня, где я согрешил делом, словом, помышлением, не исполнением своего архиерейского и христианского долга по отношению к вам».