Святая Церковь называет Иоанна Крестителя апостолом покаяния, потому что он первым призвал человека к покаянию.
При этом он, как заметил Его Высокопреосвященство, стал первым, кто, призывая к покаянию, обличал не человека, а грех, который лишает его возможности наследовать Царствие Небесное.
«Покайтесь, ибо приблизилось Царствие небесное». Эти слова последнего Пророка Ветхого завета и первого Пророка Нового не только соединили прошлое и настоящее – Ветхий и Новый заветы, неразрывной связью, но и положили начало новой эпохе, – эпохе новых взаимоотношений человека и Бога. Мы ещё называем его Предтечей Господним и Пророком, который проповедовал о приходе Мессии. Более того, он – первый, кто увидел Триединого Бога. Для нас важно понимать, что предтеча, – это тот, кто создаёт условия для чего-то нового. Он был послан Богом, чтобы свидетельствовать о Свете, о Господе нашем Иисусе Христе. И этому служению он посвятил всю свою жизнь. Он первым смирился перед Христом и стал Его служителем. Благодаря ему люди узнали, что Царствие Божье не только приблизилось, но и то, что они могут уже здесь, на земле, войти в Него. Иными словами Царствие Божье – это такое состояние нашего духа, состояние нашей грешной, но кающейся души, которая жаждет соединиться с Богом. Единение с Богом – вот что является Небесным Царством. Каждый человек понимает, что тьма – это отсутствие света. Но Бог для него как раз есть тот самый свет. Жизнь без Бога есть пребывание во тьме. И заблуждаются те люди, которые хотя построить свою жизнь без Бога. Не может человек, отвергающий Бога, стремиться к свету. Тот, кто не пребывает в состоянии единения с Богом, может пребывать только в одном состоянии, – в состоянии борьбы с Ним. Те же, кто живёт с Богом, кто стремится к единению с Ним, уже здесь, на земле становятся гражданами Царства Небесного».
Однако, как с сожалением заметил владыка, современному человеку, желающему жить с Богом, по-прежнему не удаётся построить правильных с Ним отношений.
«Главная причина того, что люди не могут стать гражданами Царствия Небесного, состоит в том, что внешняя, обрядовая сторона нашей веры, их привлекает больше, чем внутренняя. А ведь всё очень просто. Нужно только начать жить не по собственному хотению, а как хочет Господь. А Он просит немного – жить по Его заповедям. Никого не осуждать, не завидовать, не гневаться, а любить и прощать. Только соблюдение заповедей Христовых позволит нам сохранять сердечную чистоту. Конечно, это трудно. Но для преодоления этих трудностей у нас есть Господь. Если нам что-то невозможно, то с помощью Божьей всё возможно. Никто не может, так Бог поможет. Но при этом следует помнить: на Бога надейся, а сам не плошай. А можно и так: сам не плошай и на Бога надейся. Бог даёт Себя, Свою Церковь с её таинствами. Всё лишь бы мы становились чисты сердцем. Чтобы могли соединиться с Ним, стали такими, как Он. Мы видим, что мир лежит во тьме, лежит в грехах. Повсюду зло и ненависть, извращения и пороки. А всё дело в том, что человек не хочет видеть рядом с собой Бога. Бога заменил ему золотой телец, ему он поклоняется. А ведь тот, кто собирает сокровища для себя, не в Бога богатеет. А мы должны как раз богатеть в Бога, если хотим стать гражданами Царства Небесного. К этому призывает нас Господь. А это значит, что мы должны жить в Боге сами и любить других людей, видя в них Его образ. Ведь в любом человеке можно увидеть пространство Бога, место, где обитает Христос, Который при этом не сливается с ним, но и не покидает его».