Литургия Преждеосвященных Даров является одним из самых красивых богослужений и совершается только в дни Четыредесятницы, Великого поста: по средам и пятницам, в праздники 40 Севастийских мучеников, Первого и Второго Обретения главы св. Иоанна Предтечи, в четверг 5-й седмицы Поста («Стояние св. Марии Египетской»), а также в дни храмовых праздников. На этой литургии верные причащаются Святого Тела и Крови Христовых, заготовленных в предшествующий воскресный день и благоговейно сохраняемых в течение седмицы на престоле в алтаре храма. Достоверно неизвестно, кто является составителем этой литургии. В древности авторство приписывалось и святому Иакову, брату Господню, и Василию Великому, и Григорию Богослову, и Иоанну Златоусту, и другим. Современный славянский служебник (книга, по которой священники совершают богослужения) указывает авторство св. Григория Двоеслова, епископа Римского. Но это надписание появляется не ранее XVI века в греческих богослужебных книгах, напечатанных униатами в Италии, которые были взяты за образцы на Руси при проведении книжной справы (реформы) при патриархе Никоне в XVII веке.
На за причастном стихе, Его Высокопреосвященство обратился к своей пастве со словом проповеди о смысле и значении прозвучавшего фрагмента Священного Писания из Книги Бытия.
«Читая всякий раз Священное Писание, –сказал владыка, – мы убеждаемся в том, что только путь правды ведет к истинной жизни и бессмертию, ведет нас к вратам Небесного Иерусалима. Но как невыразимо трудно идти путем правды в нашей повседневной жизни, когда говорить правду и поступать по правде современное общество считает чуть ли не пережитком и анахронизмом. В чем же причина такого отношения? А дело все в том, что Церковь всегда говорила и говорит правду, которую не любит сатана, который сам является первым лжецом и отцом лжи. Ложь является продуктом дьявольским, а раз так, то всякое проявление лжи в нашей жизни есть дело рук врага рода человеческого. К чему это может привести? Только к одному – к гибели человечества. А чем отличается человек, живущий по правде от человека, который стал жертвой дьявольского искушения, его заложником? Человек, исповедующий истину, принимает Дух Истины, а исповедующий ложь, непременно усваивает и духа лжи и духа отверженного. В наш век, который можно назвать веком апостасии, к великому сожалению, стойкость и самоотверженность в борьбе за правду и истину становится явление чрезвычайно редким. А как поступать нам в это трудное время, чтобы не сбиться с праведного пути? Нужно слышать голос и поучения Матери Церкви. Сегодня мы слышим паремию о Ное и его сыновьях, которая для нас весьма поучительна, особенно сейчас. Сын Ноя Хам решил позабавиться над отцом, но одному скучно это делать, и он решил пригласить зрителей, своих братьев Сима и Иафета, но они отказались. Хама, выражаясь современным языком, можно назвать любителем «голой правды». И таких «любителей», к великому нашему сожалению, немало и среди нас. Но если Хам поступил правильно, решив высмеять недостаток отца, почему же его имя стало нарицательным? Смысл сегодняшней паремии состоит в том, что Ной для нас олицетворяет нашу Церковь и всякий, кто пытается посмеяться над Ней, называя свой поступок изобличением изъянов, а на самом деле лишь подыгрывая сатане, становится хамом, но уже с маленькой буквы. А ведь только Церковь борется за спасение нашей души. И только в Ней наше спасение. Церковь учит нас тому, что всякий рожденный обречен на бессмертие. Сейчас время Великого поста, время, когда мы делаем все, чтобы наша душа почувствовала наше желание, наше стремление измениться, последовать за Христом путем правды, на которой нет смерти».
В заключение своих слов Его Высокопреосвященство призвал не забывать, что сделал Хам, и чем за это поплатился.
«Сегодня слово «хам» используют как оскорбление в самых разных ситуациях. Но что изначально сделал Хам? Он всего лишь вынес в публичное пространство частный грех своего отца и предложил братьям над ним посмеяться. Пусть же эта история будет для нас уроком, благодаря которому каждый из нас, видя недостатки ближнего своего, не станет над ним смеяться и осуждать его из-за этого, а покрывать все любовью. Ведь зачастую желание добиваться справедливости любой ценой без любви делает человека жестоким, а стремление всегда говорить правду без любви делает его хамом».