Вспоминая сегодня историю взаимоотношений Иосифа со своими братьями, как сказал Его Высокопреосвященство, каждый верующий человек в первую очередь должен задуматься о своих отношениях с теми, кто его окружает.
«Многим хорошо известна эта библейская история о предательстве, жестокости и коварстве родных старших братьев по отношению к младшему. Сначала они из-за своей зависти решают его убить, но потом старший Рувим, желая тайком позже спасти невинного младшего брата, уговаривает всех бросить жертву в ров. Иуда же предлагает более хитрый план – продать в рабство. За это они выручают двадцать серебряников, а Иосиф оказывается в Египте. Трудно представить, что пережил в эту минуту Иосиф. Лишь несколько мгновений тому назад он был уверен, что имеет дружную семью, что любим отцом, что старшие братья, которых он горячо любит, всегда его поддержат и помогут. И вот всё в одночасье рушится. Вряд ли он в ту минуту понимал, что с ним происходит. Но можно с уверенностью сказать, что ни в тот момент, ни потом в плену, когда на его долю выпало много испытаний, он не чувствовал к братьям ненависти.
На примере жизни Иосифа Господь хочет научить нас настоящей братской любви, а не только долготерпению и подчинению воле Божьей. Иосиф никогда не желал смерти своим братьям. Он никогда не строил планов отомстить им. Хотя в его власти было их наказать, когда он стал, по сути, вторым человеком в государстве после фараона. Одно его слово и братьев разорвали бы на части. Однако, он ничего этого не делает, – он их прощает. И нам с вами, современным православным людям, точно так же нужно поступать по отношению к нашим обидчиками. Да, нам больно, когда на нас клевещут, когда нас хулят. «Злословят нас, – говорит апостол Павел, – мы благословляем, гонят нас, мы терпим, хулят нас, мы молимся». На нас вешали и будут вешать обидные ярлыки. Нас называли и будут дальше называть врагами. Но нас не должно это пугать, потому что обо всём этом мы уже давно знаем. Нас обо всём этом предупреждал Господь. «И будете ненавидимы всеми за имя Мое, претерпевший же до конца спасётся». Причем спасётся как в буквальном смысле этого слова, так и в духовном. То есть будет ограждён не только от физической смерти, от страданий, от бед, но и от опасности стать лёгкой добычей врага рода человеческого. Пусть сегодня каждый поставит себя на место Иосифа, который не стал роптать и строить козни своим братьям, не стал желать им гибели. И мы должны поступать так же. Ведь любящему Бога, всё содействует ко благу. Не может с человеком, который ведёт праведный образ жизни, приключиться какое-нибудь зло. Будем брать пример с Иосифа и не уподобляться его братьям, которых зависть сделал жестокими и бессердечными. Этот мир хорошо знает все человеческие слабости и умело их использует, манипулируя людьми. Не будем же превращаться в послушные марионетки в его руках. И если человек не хочет быть погребенным под обломками этого жестокого и злобного мира, он не должен прогибаться под него. А для этого необходимо всё покрывать своей любовью и прощать, ибо, как говорил Христос, «они не ведают, что творят».
Одним из главных качеств современного христианина, как заметил владыка, должны быть понимание и готовность прощать.
«Как бы ни было сегодня тяжело, необходимо помнить, что все испытания, посылаемые Богом, посылаются для нашего блага. Это как тот инструмент, без которого нельзя закончить начатое Богом дело в отношении каждого из нас. Господь хочет, чтобы мы общими усилиями достигли поставленной цели и реализовали Его замысел. А Божий замысел как и сто и двести лет назад, так и сейчас, остаётся неизменным – вернуть человеку потерянный им рай».