Сегодня святая Церковь прославляет память святого апостола Иакова, брата Христа по плоти, названного так по нескольким причинам. Когда отец его Иосиф разделял землю между своими детьми от первой жены, он захотел дать также некоторую часть и Господу Иисусу Христу, родившемуся от Пречистой Девы, обрученной Иосифу, но все сыновья Иосифа воспротивились сему желанию. Лишь один Иаков принял Иисуса Христа (тогда еще малого отрока) в совместное владение своею частью, почему и стал называться братом Господним. Название сие было дано Иакову также и по следующему случаю. Когда Господь наш Иисус Христос воплотился, и Пречистая Дева Богородица бежала с Ним в Египет, тогда и Иаков бежал вместе с ними, сопутствуя Пречистой Богородице и святому Иосифу, отцу своему. Когда Иисус Христос достиг совершеннолетнего возраста и учил народ о царствии Божием, являя себя истинным Мессиею, святой Иаков уверовал в Него и, внимая Его Божественному учению, еще сильнее воспламенился любовью к Богу и стал вести жизнь еще более строгую и благочестивую. И Господь особенно возлюбил святого Иакова. Так, после добровольного Своего страдания и воскресения из мертвых Христос явился особо от других апостолов Иакову, брату Своему по плоти.
«Но какую выгоду получил Иаков, на какую награду рассчитывал, став братом Господа нашего Иисуса Христа? – начал свою проповедь с вопроса Его Высокопреосвященство. — Рассчитывал ли он на славу, богатство, известность, почет и уважение? Родство с Господом ему, как и каждому из нас, кто хочет соединиться с Ним в таинстве Евхаристии, дает не материальные богатства, а духовые, что гораздо бесценнее. Была ли у апостола Иакова слава, почет, уважение, известность? Да, все это было у него. Но все это он заслужил не благодаря своему родству, а своей праведной и Богоугодной жизнью. За это его нарекли праведным. Он стал первым епископом Иерусалимским, первый, руководимый Святым Духом, составил и написал чин Божественной литургии, – который затем сократили, ради немощи человеческой, сначала – Василий Великий, а затем – Иоанн Златоуст. Руководя в Иерусалиме стадом Христовым, святой многих иудеев и эллинов учением Христа обратил к Богу и наставил на правый путь. От него осталось также соборное послание к двенадцати коленам Израилевым, – источник воистину богодухновенного и душеполезного учения, коим украшается вся Церковь Христова, поучаясь вере и добрым делам. Все, не только верующие, но даже и неверные относились к святому Иакову с великим уважением и почтением за его добродетельную жизнь: первосвященники, кои сами только раз в год входили во Святая Святыхдля совершения службы, не препятствовали праведнику входить туда и молиться. Видя чистоту его непорочной жизни, они даже и имя ему изменили, а именно стали именовать его Обли или Офли, что значит: «ограда, утверждение людям», или же называли его праведнейшим из всех. Часто не только днем, но даже и ночью Иаков входил во Святая Святых и здесь, падая ниц, со слезами приносил Господу молитвы за весь мир. Весь народ любил Иакова ради его святости; многие из старейшин иудейских уверовали в учение, которое он проповедовал, и все наслаждались, слушая его; много народа собиралось к нему: одни – желая услышать его поучение, другие – коснуться края его одежды. В это время архиереем Иудейским сделался Анания. Видя, что весь народ внимательно слушает учение Иакова, и многие обращаются ко Христу, Анания с книжниками и фарисеями, из зависти к святому, гневались на него и, затаив в сердце своем злобу, стали помышлять, как бы убить его. Его слава прижизненная, как и слава всех угодников Божьих пришла к нему через скорби и страдания, через отречение от земного. Вот что дает нам родство с Богом. Земного – ничего, все только вечное. И Христос дает нам возможность ощутить жизнь вечную еще здесь на земле. Некоторые христиане ошибочно думают, будто Царство Божие установится на небесах и лишь в будущем. Но разве Спаситель не говорил: «Приблизилось Царство Небесное»? Разве не вразумлял слушателей Своих, чтобы приняли они это Царство и вошли в него? Царство Небесное есть и начнется на земле этой, среди людей; оно есть невидимая, внутренняя жизнь человека, когда он полностью подчиняет свое сердце евангельской истине и живет согласно заповедям Спасителя. Вот как объяснял это апостол Павел: «Божие Царство не есть лишь «пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». Совершая сегодня Божественную литургию, мы должны еще раз задуматься над тем, что ведь и мы Христовы, и нас соединяют узы родства, и нас ждет Царствие Небесное. Мы спасены бесценной и бессмертной кровью Спасителя и тоже призваны к родству с Ним. И лишь к одному нас это обязывает – твердо и непоколебимо стоять в вере Христовой. Господь нас не заставляет, а лишь просит, чтобы мы подчинили сердце и душу свою Евангелию, чтобы вся наша духовная жизнь строилась согласно его заповедям. Чтобы мысли и желания наши, поступки и намерения были подчинены слову Божиему. И тогда, сделавшись способными совершать лишь богоугодные дела, все наше существо войдет в Царство Божье».