Звучали песни военных лет в исполнении участников художественной самодеятельности клуба. Староста села Татьяна Захарова рассказала о жизни села во время оккупации фашистами.
Иерей Вячеслав Рябчун сказал: «Мы знаем общую историю войны, но очень часто даже не догадываемся о том, что происходило на нашей территории. Согласно акта судебно- медицинской экспертизы от 01 апреля 1944 года в Запорожье за годы оккупации было расстреляно 43000 человек: на стадионе завода им. Баранова — 6600, в лагере военнопленных‑400, на территории совхоза им. Сталина — 27000, в карьере № 1 – 7200, в карьере № 2 – 1800. 24 марта 1942 года было расстреляно 3700 евреев. Самое страшное то, что при вскрытии могилы карьера № 2 были обнаружены тела молодых женщин и младенцев. Вот те сухие цифры фашистской оккупации Запорожья. И хочется задать вопрос тем, кто проходит маршами в форме Вермахта — неужели во время той страшной войны не пострадали ваши родственники, или вы забыли о погибших дедах, прадедах. Правильно звучит пословица «кто забывает свое прошлое тот стреляет в свое будущее». Дай нам Бог не забыть свое прошлое дабы наши дети имели достойное будущее.
Затем к подножию братской могилы были возложены живые цветы.
Одной из новаций в общественном сознании конца ХХ — начала ХХI в. стал феномен исторической памяти. Из книжных описаний и некоторых националистических фантазий она шагнула в реальную жизнь, нашла отражение в массовых коммуникациях, стала одной из черт политической риторики, породила различные идеологические интерпретации, в том числе и в угоду эгоистических и экстремистских сил. В значительной степени это произошло в 1980–2000‑е гг., в период значительных общественных потрясений, социальных катаклизмов, когда люди начали жить в условиях травмированного общества, потеряв прежние ценностные ориентиры и не обретя новые.
Но люди не могут жить без основы своего жизнеустройства, соотнесенной с оценками других людей и, более того, придающей смысл их жизни. Не удивительно, что такой объединяющей и возвышающей идеей для большинства населения нашей страны стала память о Великой Отечественной войне. Почему, по данным опросов среди всех событий XX в. разные слои и группы населения, независимо от мировоззренческих установок, материального благосостояния, образовательной подготовки, дают высокую оценку роли и значения Великой Отечественной войны? Потому что историческая память отражает глубинную природу патриотизма нашего народа, который во все периоды своего существования, начиная со времен борьбы с татаро–монгольским нашествием, в войне с польской агрессией в начале XVII в., наполеоновским нападением, проявил самые устойчивые черты самости, самобытности, своей целостности как народа. Эти черты с наглядностью проявились и в годы борьбы с немецким фашизмом. Произошла мобилизации всех духовных сил для сохранения себя как нации, так как речь шла не просто о судьбе страны, государства, а о судьбе, будущности народа, о его присутствии на исторической арене. Это понимание своей роли и значимости в борьбе с гитлеровской ордой разделяли многочисленные народы нашей страны: они тоже опасались исчезнуть с исторической арены, превратившись в национальные группы второго сорта или в группы, предназначенные для физического уничтожения.