Поздравив участников семинара с Пасхой Христовой, Светлой Седмицей, Его Высокопреосвященство напомнил собравшимся о том, что церковный хор призван служить вместе с Ангельскими чинами.
«Ни для кого не секрет, что профессиональный регент не только тот, кто умеет дирижировать, петь, обладает хорошим музыкальным слухом, разбирается в построении службы и порядке музыкальных произведений. Профессиональный регент – это прежде всего православный христианин. Никогда пение хора не будет «ангелогласным» и «богодухновенным», если регент и певчие не будут сами стремиться достичь ангельской чистоты. Издревле, с первых веков христианства, церковное пение сравнивали с пением небесным. И это вовсе не случайно. Пение помогает молиться в храме, настраивает, потому что в её основе лежит извечное представление о Небесном Престоле, окруженном ликом Ангелов, непрерывно воздающих Богу славословие в своих песнопениях. Ангелогласное, богодухновенное пение помогает верующему человеку представлять мир как вышний, горний, так и дольний, земной».
Как сказал еще Владыка, для регентования мало музыкальных знаний и умения дирижировать, нужно еще быть духовно-нравственным человеком.
«От регента требуется понимание православной веры, знание Священных Писаний и вовлеченность в церковную жизнь. Регент – это уважаемый человек в храме. В церковной иерархии он занимает второе место после священнослужителей. От регента многое зависит. Не только гармоничное пение, но и психологическая атмосфера, как внутри коллектива, так и общины в целом. Вот почему так важно быть ближе к людям, жить их нуждами, быть открытыми. Да, быть руководителем церковного хора не просто. Это очень нервная работа, требующая еще и определенной физической подготовки. Ведь служба идет в быстром темпе от нескольких минут до нескольких часов. И все это время нужно оставаться максимально сконцентрированным. Но в то же самое время, служа Богу, добиваясь гармоничного пения, регент может испытывать очень сильные эмоции, радость и удовлетворение».
В связи с объявлением 2019 года Годом памяти новомучеников и исповедников в земле Запорожской пострадавших, владыка ознакомил присутствующих с Распоряжением «О сугубом молитвенном почитании новомучеников и исповедников в земле Запорожской пострадавших», согласно которому:
«В дополнение к распоряжению №07/2015 о «О почитании запорожских местночтимых святых» для привлечения большего внимания к молитвенному почитанию подвига и памяти святых новомучеников и исповедников Запорожского края БЛАГОСЛОВЛЯЮ:
На всех приходах за Божественной литургии после малого входа петь тропари и кондаки новомученикам и исповедникам в земле Запорожской просиявших (кроме таких дней, как двунадесятые праздники; отдание двунадесятых праздников; храмовые и престольные праздники; воскресенье праотцев; воскресенье перед Рождеством Христовым святых отец; воскресенье после Рождества Христова; Обрезание Господне; воскресенье по Богоявлении; воскресные и седмичные дни, в которые выпадают бденные святые; Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня; воскресенья приготовительные к Великому посту; воскресные дни Великого поста; воскресные дни от Пасхи до воскресенья всех святых в земле Русской просиявших (включительно); день Святого Духа; воскресенье отцов 7 вселенского собора и воскресенье отцов шести вселенских соборов; 26 сентября).
Тропарь новомученикам и исповедникам запорожским вставлять после малого входа на литургийном пении тропарей и кондаков после пения всех тропарей, а кондак этим святым вставлять перед «Славой» (возможен и индивидуальный подход в каждом храме по усмотрению настоятеля).
После вечерних приходских богослужений ввести в практику пение прихожанами тропаря и кондака новомученикам и исповедникам в земле запорожской просиявших.
Предложить мирянам дополнительно включить в утренние и вечерние молитвенные правила чтение тропаря и кондака новомученикам и исповедникам в земле Запорожской пострадавших».
На встрече обсуждались особенности чинопоследований погребения воцерковленных и нецерковных мирян; чина молитвенного утешения сродников жизнь самовольно скончавшего; чин погребения некрещенного младенца. Также был представлен украинский вариант чинопоследования.
Настоятелям и старостам владыка напомнил о необходимости повышения образовательного уровня сотрудников храма (регистраторы, свечницы, и т.д.), так или иначе связанных с консультированием прихожан по правилам поведения в храме и по религиозным вопросам. Священникам следует регулярно проводить с сотрудниками занятия по повышению их религиозно-образовательного уровня. На крупных приходах, из числа постоянных прихожан организовать группу, и способствовать их обучению, для консультирования и оказания помощи во время богослужений лицам, которые впервые пришли в храм. Также было сказано об обязательном душеспасительном чтении во время Причастия священнослужителей.
Участники семинара ознакомились с основными особенностями богослужения архиерейским чином.
В частности, было указано, что при встречи Архиерея регент должен учитывать чин совершаемой литургии (Иоанна Златоустого, Василия Великого или Преждеосвященных Даров) и согласно этому совершать песнопения, учитывая их длительность. После облачения Архиерея и благословения на «Тако да просветится…», хор поет «Тон деспотин…», а затем, сразу чтец читает молитву 6-го часа, которая не должна читаться ранее, на часах. Во время совершения каждения (Малый вход), «Исполла…» поется протяжно, регент должен следить чтобы Архиерей успел совершить каждение. Если пропели быстро – повторять до завершения каждения. Обращать внимание на действия Архиерея в Алтаре и, соответственно, пение ускорять-замедлять в зависимости от момента службы (например Евхаристический канон в литургии Василия Великого и Иоанна Златустого отличаются величиной молитв, регент доложен это учитывать, чтобы, в первом случае, не пение не шло слишком быстро и образовывалась «пустота» до возгласов, а во втором — не затягивать, чтобы Архиерей не вынужден был произносить возглас, прерывая пение.
В случае совершения Крестного хода хор поет праздничный Тропарь, Слава и ныне, Кондак. Затем духовенство исходит из храма, за ним выстраивается хор; после возвращения в храм и ектении Архиерей читает молитву; хор отвечает «Аминь»; дьякона (по согласованию с хором заранее) поют Величание; хор поет «Буди имя Господне…».
Если совершается Славление, без Крестного хода, то указания такие же, но Архиерей читает молитву сразу после Кондака.
Говорилось о необходимости пения определенных песнопений богослужений всеми присутствующими на службе.
В заключение Запорожский митрополит пожелал участникам семинара новых творческих успехов, помощи Божьей и Божьего благословения.