Много трудов приложили святые братья на благоустроение своей задушбины (то есть «за душу» пожертвованной). За строительством Жичи св. Савва наблюдал до своего отъезда в Византию, где в 1219 году был хиротонисан в архиепископа отныне самостоятельной Сербской Церкви и откуда привез мастеров для росписи Спасова дома – Жичского собора Вознесения Господня.
Кафедральный, престольный характер храма святитель Савва более всего выразил во фресках. Можно сказать, что программа настенных росписей соответствует тому образцу, что почитался во всей Православной ойкумене, однако с более или менее значительными изменениями она прилагается к сербской или, еще лучше, жичской среде. Соборной церкви новоустановленной Архиепископии он желал придать вид прославленных кафедральных соборов и таким образом связать ее с первой, старейшей, апостольской Церковью – Сионской горницей в Иерусалиме, «матерью всех церквей», которую основал сам Спаситель. Определяя для наиболее видных мест в церкви те евангельские события, которые предание связывало с Сионом, св. Савва в некоем идеальном смысле сотворил из Жичи новую сионскую горницу. Это были события исключительной важности для основания Новой – христианской – Церкви: на Сионе Христос учредил Тайную вечерю, установил Таинство Евхаристии, изрек первосвященническую молитву и поставил апостолов своими преемниками; на Сионе Христос явился апостолам и уверил Фому, что Он есть Воскресший Господь, ублажив «не видевших и уверовших» (Ин. 20:29); на Сионе вновь явившись апостолам, послал их проповедовать Его спасительное учение всем народам; на Сионе же апостолы приняли Святого Духа, что значило начало их проповеди.
В Жиче эти события были изображены в подкупольном пространстве, что наглядно уподобляло ее Сионской горнице и делало Сербскую Архиепископию ее достойной наследницей. Апостолы же изображены в нижнем ряду как основание Церкви и образец своим преемникам, сербским архиереям. Исполненнный уважения к св. Савве, хорошо зная Предание и имея перед глазами фрески Спасова дома, святитель Никодим столетием позже написал предисловие к переводу Иерусалимского Типикона на сербский язык, объяснив деяния великого сербского первосвятителя: св. Савва уподобился Моисею, создав скинию по образу, показанному ему Богом на Горе, так и Савва построил «сию великую церковь» по образу Сионской горницы и церкви св. Саввы Освященного, кои видел в Иерусалиме. Коль скоро Сербская Церковь подобна сим Иерусалимским святилищам, естественно будет подобна им и по уставу, который ныне переведен. Из текста св. Никодима следует главное: ничто не есть случайно и все имеет свою причину. Отсюда наглядно выстраивается скорее символическая, нежели историческая линия: Небесная Церковь – Моисеева скиния – Сионская горница – Жича и Церковь в Сербии.
«Сей боголюбец (св. Савва) основал великую Архиепископию, дом Спасов, зовомую Жича, кою начал и завершил с благословенным своим братом, великим жупаном кир Стефаном», — пишет летописец, объясняя построение Жичи любовью меж братьями, что в действительности и было показано посвящением боковых приделов их небесным покровителям – преп. Савве Освященному и первомученику архидиакону Стефану. Последний был покровителем («крестной славой») династии и защитником сербской державы, а первый – великим образцом православного монашества, составителем Типикона, который до сих пор чаще всего используется православными монастырями.
И вот во всем своем великолепии собор заблистал на Спасов день – храмову славу (престольный праздник) – 1221 года во время великого церковно-державного Собора. Тогда архиепископ Савва I произнес свою знаменитую речь с поучениями о святой истинной Вере и о еретиках и обнародовал сербскую редакцию Синодика Православия. Праздник был завершен священным обрядом исповедания Православия на другой день. На этом Соборе первым сербским архиепископом Саввой был коронован Стефан Неманич как первый сербский самодержавный православный король, получивший с тех пор титул Первовенчанного.
Эти две даты – 1219 и 1221 гг. – наиважнейшие в истории Сербии. Почти одновременно были созданы сербская национальная Церковь и сербское национальное государство как единый народный организм в целокупности души и тела. Отсюда начинается одновременный расцвет двух «ветвей власти» – духовной и монархической, их единство, взаимность и долговечность. Жича явилась воплощением этой симфонии властей.
Последующими благоукрасителями храма явились святитель Савва III, при котором трудами солунских зографов были обновлены пострадавшие от болгарских нашествий росписи, и св. благоверный король Милутин, чьи сорок задушбин до сих пор украшают просторы Балкан, Святую Землю и Царьград.
Наделенный исключительными привилегиями монастырь Жича владел огромными имениями, приносившими ему обильные доходы. Природа, среди которой располагается обитель, не только прекрасна, но и плодородна, отсюда и название: Жича означает богатая житом. Тому лишним доказательством служит житная яма, обнаруженная недавно в ходе археологических раскопок у внешней паперти, что можно связать с великими праздниками и днями, когда совершается панихида, поскольку жито, вероятно, использовалось для колива и хлебов освящения, раздаваемых народу. К слову сказать, столь обширная внешняя паперть требовалась для совершения богослужебных обрядов – в числе коих Великое освящение воды на Богоявление, когда износилась частица хранимого в Жиче Животворящего Креста, празднование мучеников и святых, чьи мощи сохранялись в ризнице, ради поклонения им.
Таким образом, всей своей сущностью и величайшим нетленным богатством, славными святынями – согласно грамоте св. Стефана, которую до сих пор можно прочесть на стене у входа в храм, в Жиче находились частица Креста Господня, риза и пояс Богородицы, десница и часть честной главы Иоанна Предтечи, многочисленные мощи апостолов, пророков, мучеников, иконы, драгоценные сосуды. В народном эпосе обитель воспета как “седмивратная Жича”, поскольку, начиная со Стефана Первовенчанного, при коронациях первых семи государей каждый раз открывали новые ворота. Всего же в Спасовом доме было венчано на престол сербских королей 19 правителей, последний раз в начале ХХ в.
Располагаясь в обширной и плодородной речной долине между Ибром и Западной Моравой, на перекрестке важнейших путей, Жича никогда не была в безопасности от частых военных нападений. По словам знаменитого владыки Жичского Николая (Велимировича), «Жича есть сербская притча», то есть говорить об истории Жичи — то же самое, что говорить об истории народа, и по самому внешнему виду обители можно судить, в каком состоянии находится Сербский народ и держава. Багряный цвет храма, являясь символом монархической власти, одновременно напоминает и о пролитой православными на этих просторах крови. Монастырь подвергался нашествию куманских орд, болгарских правителей Дрмана и Куделина, князя Шишмана, из-за чего приходилось на время переносить архиепископию на жичское подворье — в Печ, а затем неоднократно поновлять разоренные фрески, восстанавливать разрушенные стены, заново собирать братию. Во время турецкого ига жизнь монастыря едва теплилась, а все безчисленные святыни были безвозвратно потеряны.
Опустевшую неманичскую задушбину в 1804 году обновили монахи из Студеницы. Но и после этого монастырь подвергался жестоким нападениям. Только начиная с 1855 г. владыке Ужичско-Крушевацкому Иоанникию (Нешковичу) удалось спасти Жичу от полного уничтожения и приступить к возрождению древней запустелой обители.
В XX веке в период между двумя мировыми войнами были проведены масштабные реставрационно-ремонтные работы. В 1930-х гг. об обновлении зданий и о культурном и духовном развитии монастыря заботился владыка Николай (Велимирович). В то время духовная жизнь в Сербии была в своем наивысшем расцвете, во многом благодаря трудам и заботам владыки Николая, и Жича была полна монахов.
Как и весь сербский народ, особенно тяжелые испытания монастырь пережил во время Второй мировую войны. В то время, когда десятки тысяч сербов были расстреляны в соседнем Кралеве, Крагуевце, когда сотни тысяч томились в усташских лагерях, тяжело пострадал и монастырь, который подвергся бомбардировке. Часть северной стены собора была разрушена до основания, расположенные возле него строения (келлии, типография) были сожжены, епископские палаты изрешечены осколками, погибли средневековые фрески. Но владыка сразу же взялся за восстановление порушенного. Самому ему не удалось завершить работы: он был арестован и заключен в концлагерь Дахау вместе с Сербским Патриархом Гавриилом, а после войны был вынужден перебраться в Америку.
После войны начинается новый период в жизни Жичи: впервые в своей истории она стала женской обителью, так как при коммунистах открыть женский монастырь было легче, ведь «опиум народа» считался скорее уделом «неразвитых женщин». С Божией помощью, молитвами всех Сербских и Жичских угодников, монастырь был вновь отстроен и выполнена консервация сохранившихся росписей.
В 1987 г. во время землетрясения сильно пострадал монастырский собор. В ходе предпринятых после этого археологических исследований и реставрационных работ Спасов дом обрел наиболее приближенный к первоначальному вид.
В течение последнего десятилетия силами монастыря были обновлены также трапезная и церковь свт. Саввы.
По здешним меркам монастырь большой, самый крупный в Сербии – 45 насельниц под окормлением настоятельницы игумении Елены и духовника архимандрита Герасима. Устав строгий. Ежедневная служба в 4.30 утреня, а затем Литургия, в 15.30 вечерня. Служит чаще всего жичский владыка Стефан, хотя он уже весьма преклонных лет. Он проживает здесь же в Жиче, в епископской палате. Колокол во время Богослужения звонит неоднократно, в храме благолепная служба под пение сестринского хора.
Вообще православный народ здесь того мнения, что военные действия и экономические трудности последнего десятилетия, попущенные по Божьему промыслу, пошли народу на пользу. Несмотря на строгость устава, сестры, отдавая все силы, с радостью трудятся на послушаниях как по хозяйству, так и в иконописной мастерской. Обрабатываются обширные монастырские угодья, строятся новые келейные корпуса, значительно расширена территория собственно монастыря с возведением новых стен и ворот.
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви