В двух километрах к северу от монастыря находятся остатки монастыря Стари-Язак. Согласно преданию, его основал деспот Иоанн Бранкович, сын святого Стефана и святой Ангелины. Был посвящён Введению во храм Пресвятой Богородицы. Первым документом, в котором упоминается монастырь Язак, является рукопись «Триод» Киевской библиотеки, датируемая 1522 годом. О жизни монастыря в XVII столетии ничего не известно. Предполагается, что он запустел. Обновлен монастырь был после Великого исхода сербов из Косова и Метохии в 1690 году.
В 1705 году в Старый Язак монах Христофор привез из Неродимляперенес мощи царя Урош, последнего из династии Неманичей из монастыря Судикове, в результате чего Язак стал объектом паломничества для сербов не только Срема, но и других областей. Мощи были перемещены несколько раз, и всегда возвращались в Язак. Когда небольшая церковь монастыря Старый Язак стала слишком мала для посетителей и преданных реликвии царя Уроша, в местечке Градац в 1736г. недалеко от Старого Язака началось строительство Нового Язака, новосооруженную церковь которого 7 июня 1758 года освятил митрополит Павле Ненадович. Старый Язак со временем был разрушен. На сегодняшний день остались лишь руины.
Монастырский комплекс состоит из церкви с колокольней, общежития с трех сторон, окружающего церковь, в то время как четвертая боковая стенка имеет арочный вход в монастырское кладбище. В середине кладбища — церковь с трехэтажной колокольней. Церковь построена из красного кирпича и белого камня. Фасад украшен турецкими декоративными элементами. Новый Язак посвящен Святой Троице. Интерьер церкви был расписан в 1761 году и украшен иконостасом, работы Димитрий Бочевича 1769 г. и его учеников Теодора Крачуна и Димитрия Поповича.
Иконостас имеет 58 икон. Вверху располагается позолоченный крест. Два монастырских столба, поддерживающие купол, закрывают иконостас, так что он не может рассматриваться в полном объеме. Пол Церкви покрыт мраморными плитами. Перед этими столбами располагаются две иконы. Трон Богородицы, а на втором правом столбе трон царя Уроша. Перед колоннами и фресками — реликварий с мощами царя Уроша, который умер в 1347 году. Самые большие и наиболее детальные работы в монастырском комплексе выполнены в период 1926-1930 гг.
Монастырь Язак приобретает особый статус из-за перенесения сюда останков последнего царя династии Неманичей – Стефана Уроша V, сына Душана Сильного. Помимо мощей царя Уроша в монастыре хранятся мощи мученицы Анастасии Римлянки, полученные князем Лазарем в подарок на Афоне.
Святой Стефан Урош V был сыном знаменитого сербского государя Стефана Душана, который, объединивши под своею властью почти все сербские земли и завоевавши несколько областей, принадлежавших греческому царству, провозгласил себя царем Сербов и Греков. Стефан Урош родился от брака Душана с Еленой, сестрой болгарского царя Александра Асеня. Детство Уроша протекло во время самой кипучей деятельности его отца. Принявший царский титул, в 1346 году Стефан Душан венчался вместе со своею супругою царским венцом, а сына Уроша, которому шел только десятый год, венчал королевским венцом и с титулом краля стал именовать его в грамотах. Таким образом, с раннего детства Урош стал кралем «младым» – прозвание, оставшееся за ним навсегда.
По смерти своего родителя, Стефана Душана, последовавшей в 1355 году, Стефан Урош венчался на царство, будучи восемнадцати лет и должен был принять в свое управление обширное сербское царство. Дело это было весьма трудное. Сам Стефан Душан, чтобы управлять многочисленными областями с разнородным населением (сербским, болгарским, албанским и греческим), отдавал их во власть вельмож, получавших от царя по Греческому обычаю разные титулы – кесаря, деспота и другие. Эти вельможи, пользуясь почти полной самостоятельностью, могли оказывать царю сопротивление, и нужна была твёрдая рука Душана, чтобы содержать их в повиновении.
Молодой преемник Душана, Стефан Урош, от природы отличался телесною красотою, душевною кротостью и простотою ума. Править обширным государством ему было трудно. По примеру отца, он должен был управлять при посредстве вельмож, но он не имел твёрдого характера и уменья, чтобы держать их в должном повиновении. Правители разных областей стали руководиться своеволием, а не указаниями царя. Особенную силу в государстве получили вельможи Марняновичи, братья Волкашин, Углеша и Гойко. Волкашин получил от царя сначала титул кесаря, а потом и сербского краля, так что от своего имени писал и королевские грамоты. Действительной власти Стефан Урош не имел, он довольствовался одним титулом царя. Много пришлось ему испытать горя, нужды и унижения, но он всё переносил с кротостью.
Честолюбивым вельможам этого было впрочем недостаточно: им хотелось совсем устранить Уроша. Особенно к сему стремился король Волкашин, поддерживаемый своими братьями. Урош, лишенный власти, проживал попеременно в разных сербских городах и областях; одно время он жил у князя Лазаря, правившего подобно Волкашину, особою областью, Подунайскою, но относившегося к Урошу доброжелательно.
По внешности и Волкашин обнаруживал доброжелательность к Урошу и старался успокаивать еще остававшуюся в живых мать его Елену, вдову после Стефана Душана, которая боялась за судьбу своего сына. Вулкашину, дяде святого Стефана, боязнь соперничества не давала ему покоя. Через свою сестру, мать святого Стефана, он вызвал племянника к себе в г. Скопле, как бы для примирения. Встретил его с почестями, как царя. Желая засвидетельствовать свое расположение к Урошу, Волкашин однажды пригласил его вместе с собой на охоту в горную страну близ Косова Поля. Во время этой охоты, Волкашин улучив возможность убил предательски Уроша .Когда, утомленный охотой, святой Стефан сошел с коня у колодца и нагнулся, чтобы почерпнуть воды, Вулкашин нанес ему смертельный удар булавой по голове († 1367). Тело ночью тайно было положено в готовую гробницу при храме Успения Пресвятой Богородицы близ замка Петрича, служившего нередко местожительством сербских государей.
Волкашин показывал, что Урош где-то отстал на охоте и что он не знает о его местопребывании. Пораженные горем мать Уроша Елена и супруга его Анна приняли все меры к розысканию пропавшего царя, но напрасно. Однако нет тайны, которая не стала бы явною. Со временем стали распространятся слухи о ночном погребении кого-то в церкви Успения близ Петрича.
Из жития святых известно, что царь объявился 211 лет спустя после его кончины (1584г.). Тогда он объявился одному пастуху, который вместе с народом выкопал его мощи из земли. Со всех сторон сюда начали приходить страждущие на исцеление.
Святые мощи царя Стефана Уроша долго почивали в том храме, где он был погребен, но потом из опасения поругания со стороны мусульман, перенесены были православными сербскими переселенцами из Турции в Австрийский Срем, в монастырь Ясак.
Стефан Урош был последним сербским царем, и последним государем из знаменитого рода Неманичей.
Подобно всем сербским государям, Стефан Урош построил себе задушбину – монастырь Рождества Богородицы в г. Скопле. Церковная служба Стефану Урошу воспевает его, как святого, который «От юности предан был Господу, отечески покоил вдов и сирот, умирял ссоры и утверждал мир, миловал нищих, защищал обижаемых».
В 1941 году его мощи были перенесены в Белград, а в 2001 году их вернули в монастырь. И опять сюда стекаются верующие, чтобы поклониться мощам св. царя Уроша.
Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви