Обращаясь в этот день к своей пастве, Его Высокопреосвященство напомнил о том, что святой равноапостольный Николай – первый из православных миссионеров, кто принёс веру в страну, которая совершенно другая, и в культурном и в ментальном отношении.
«Имя святителя Николая Японского, к сожалению, известно меньше, чем имя Спиридона Тримифунтского или Николая Мирликийского. Но это вовсе не означает, что его святость чем-то отличается от их святости. Что в своём желании уподобиться Христу, он преуспел в меньшей степени, чем они. Святость – это дар Божий. А это значит, что нет «больших» или «меньших» святых, потому что в глазах Божьих все они равны, как и все молитвы, возносимые ими за нас. Ведь все они – Его возлюбленные чада. Когда мы поём, что «веруем в единую, святую и соборную Церковь», мы тем самым подтверждаем, что веруем во всех Её святых, потому что Церковь – это люди, одни из которых уподобились Христу и стали святыми, а другие пока являются святыми лишь потенциально».
Продолжая, владыка напомнил о подвиге святителя Игнатия Мариупольского, которого также сегодня почитает Церковь.
«Этот святой совершил подвиг, сопоставимый с подвигом, совершённым Моисеем. Он вывел свою паству из Крыма, который находился в то время под турецким игом. Вместе со святителем из Крыма вышло более 30-ти тысяч православных христиан. Этот исход был сопряжён со многими рисками, но среди его паствы не оказалось ни одного предателя, ни одного Иуды. Хотя потом, на новом месте, многие из них, как и Моисея, стали упрекать, говоря: «Куда и зачем ты нас привёл»? И если о таких святых мало известно, то это вовсе не означает, что им нельзя или бесполезно молиться во время болезни, или при нападении злых духов, либо для укрепления семьи. Им не только можно, но и нужно молиться. Многие святые ещё при своей земной жизни помогали людям в определенных ситуациях. Господь наделил их особым даром. Но это вовсе не означает, что они больше угодили Богу и более Им любимы. Всегда важно не то, каким даром Господь наделил того или иного святого, а наше отношение к нему. Наша любовь и наша молитва, на которую любой из них с радостью откликается. Вот почему не только сегодня, но и во все последующие дни мы должны обращаться к воспоминаемым нами угодникам Божьим, к этим святителям, за их помощью, за их вразумлением, за их поддержкой в нашем стремлении реализовать свой потенциал. Глядя на них, мы должны задумываться над своей жизнью. Ведь они не просто наши наставники и учителя. Они уже доказали свою любовь к Богу, нам же ещё предстоит».
Затем Запорожский митрополит обратился к священству, которое должно учиться у угодников Божьих быть надежным примером для своей паствы.
«Сегодня многие говорят о Христе, о вере. Но поступки всегда красноречивее любых слов. Вот почему невозможно обойтись без изучения жизнеописаний подвижников благочестия. И если святителя Николая Мирликийского знают лучше, чем равноапостольного Николая Японского, а святителя Игнатия (Брянчанинова) лучше, чем святителя Игнатия Мариупольского, то в этом и наша вина. Нельзя почитать одного святого больше другого лишь потому, что он более известен. Читая о других выдающихся подвижниках, мы сможем не только существенно увеличить свои духовные знания, но и количество тех святых, к которым будем прибегать в различных обстоятельствах. Что бы кто ни говорил, кто бы что не думал, но молитва любого святого перед Престолом Божьим бесценна для каждого из нас».
Все желающие во время Богослужения имели возможность приложиться к частицам мощей ныне почитаемых святых.