За богослужением были вознесены молитвы о мире на Украине и о сохранении единства Православия. По окончании праздничного молебна митрополит Феодосий и митрополит Лука обратились к присутствующим со словами приветствия.
Запорожский митрополит тепло поблагодарил владыку Феодосия за совместную молитву и отметил исключительную важность совместных богослужений.
«Сегодняшней совместной молитвой мы засвидетельствовали этому миру о чистоте и единстве нашей веры. В то время как современные еретики поддерживают ересь папизма и этнофилетизма, нам как никогда нужно сплотиться вокруг Христа в отстаивании нашей веры. А что ярче всего и убедительнее всего может свидетельствовать о нашей вере? Прежде всего, это конечно, наше соединение с Господом нашим Иисусом Христом в Таинстве Евхаристии и наше доброделание ради Христа. Сегодня мы вспоминаем память апостола Иоанна Богослова, которого Церковь именует Апостолом любви. Наша вера — это еще и любовь, которая не только на словах, но и на деле. Мало говорить «люблю, люблю», нужно еще и демонстрировать свою любовь. Как говорил апостол Павел, «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий». И сегодня для нас, для всей паствы Запорожской епархии Украинской Православной Церкви дело любви состоит в защите веры Православной и сохранении её чистоты. О роли страданий и скорбей в жизни православного человека во имя Христа верные чада Украинской Православной Церкви знают не понаслышке. И пусть на официальном уровне нам говорят, что гонений нет, они таким образом попросту пытаются как убаюкать и усыпить нашу бдительность, так и мировой общественности. Но это им никогда не удастся, если мы будем вкупе, будем едины во Христе, как призывал нас апостол Иоанн».
«Человеческий грех мешает нашему единству. Адам согрешил, и это разделило человечество с Богом. Но Господь наш Иисус Христос пришел в этот мир, чтобы вновь соединить нас с Собой. Будем же ценить то, что ценит Господь – единство верных его чад. Дьявол пытается разрушить наше единство, пытается принести разделение. Будем же едины, как Господь наш Иисус Христос един с Отцом и Святым Духом».
Митрополит Феодосий в свою очередь сердечно поблагодарил Его Высокопреосвященство и всех запорожских паломников за посещение тамбовской земли и выразил надежду, что это неблагоприятное время раскола и гонений очень скоро закончится и Господь сделает так, что все эти испытания будут обращены к славе Божьей и к славе святой Православной Церкви.
Паломники из Запорожья за время пребывания в Тамбовской епархии посетили дом-музей архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), монастыри и храмы Тамбовской области: Казанский мужской монастырь, Вознесенский женский монастырь, Покровский собор, Михаило-Архангельский храм пос. Мордово и др.
Спасо-Преображенский кафедральный собор, город Тамбов
Спасо-Преображенский кафедральный собор с находящимися в нем мощами его основателя святителя Питирима, епископа Тамбовского является главной святыней Тамбовского края и свидетелем многих исторических событий. Его созидание началось одновременно с основанием на южных рубежах Руси крепости Тамбов и закончилось только в начале XX столетия ко времени празднеств в честь канонизации святителя Питирима.
Храм был заложен вместе с крепостью 17 апреля 1636 г. (по ст.ст.) на высоком берегу, образуемом при слиянии рек Цны и Студенца. Срублен в два этажа из огромных бревен достаточно быстро, в три месяца, и освящен первым священником храма Мокием Позняковым на Преображение Господне 6 (ст.ст.) августа 1636 г.
В 1677 г. Рязанский митрополит Иларион, в ведении которого находились тогда Тамбовские пределы, даровал Преображенской церкви статус городского собора.
Новая эпоха для Преображенского храма началась с прибытием в Тамбовскую епархию епископа Питирима, который решил недалеко от старого деревянного храма строить каменный кафедральный собор. Испросив благословение Святейшего Патриарха Иоакима, епископ Питирим в 1694 году приступил к строительству.
Согласно первоначальному плану предполагалось построить одноэтажный собор с окнами, возвышающимися на 10 аршин от поверхности земли. Однако святитель Питирим внес коррективы в проект и начал строить двухэтажный собор. В связи с этим, не дожидаясь завершения строительства, епископ Питирим освятил правый придел нижнего храма в честь святителя Николая и начал в нем совершение богослужений. В этом приделе у южной стены святитель Питирим и был погребен после кончины 28 июля (10 августа) 1698 года.
В 2014 году к 100-летнему юбилею со дня прославления святителя Питирима Тамбовского была завершена реконструкция архитектурного ансамбля собора: возведена колокольня, разрушенная в году гонений; установлен памятник святителю Питириму, обустроен Питиримовский источник.
Казанский мужской монастырь
Казанский мужской монастырь города Тамбова основан около 1670 года старцем Иосифом с южной стороны города Тамбова. В 1679 году братии монастыря были пожалованы в дар мельницы на реках Студенце и Цне в районе села Донского. Из-за пожаров, которые часто возникали в городе Тамбове, архитектурный облик монастыря неоднократно менялся.
Много трудов по строительству и благоустройству Казанской обители положили епископ Феофил (Раев), управлявший Тамбовской епархией в 1788—1811 годы. По его поручению были возведены два каменных храма, сохранившиеся до наших дней, — Казанский и Иоанно-Предтеченский. Здания монастыря выстроены в духе классицизма, господствовавшего в то время в русской архитектуре.
В 19 октября 1918 года Казанский монастырь был закрыт «в связи с фактом выступлений против советской власти при вспышке контрреволюционного мятежа в Тамбове». Во время гражданской войны советской властью на територии монастыря был устроен лагерь, в котором велись допросы и расстрелы участников восстания. Была разрушена колокольня, из кирпичей и щебня, которой был построен клуб в пригороде, а колокола переданы Главнауке. После 1945г. в храмах обители размещались часть государственного архива и учебно-производственный комбинат. В результате произошли значительные утраты росписи стен, полностью утрачен иконостас, возведено межэтажное железобетонное перекрытие, устроена бетонная лестница, отопление отсутствовало, помещения подогревались «буржуйками».16 августа 1991 года Казанский храм был возвращен верующим, а в 2007 году храм был полностью отреставрирован. К 2014 году восстановлен основной архитектурный облик Казанского мужского монастыря.
В настоящее время в комплекс зданий Казанского мужского монастыря входят: 3 храма, колокольня, 2 часовни, Тамбовская духовная семинария, административное здание, хозяйственные постройки. Монастырь имеет скит в селе Воронцовка Токаревского района Тамбовской области. На территории скита расположен храм в честь святителя Николая Чудотворца, а также небольшое подсобное хозяйство.
Вознесенский женский монастырь
Монастырьоснован в 1690 году епископом Тамбовским и Козловским Питиримом на северной окраине города в устье рек Студенца и Гаврюшки.
В 1724 году монастырь пострадал от пожара. Возродился он только к 1744 году, была построена монастырская стена. Как и во многих русских обителях, становление Вознесенского монастыря проходило в бедности, расширялся и отстраивался он постепенно, на протяжении нескольких веков. Сначала на его территории появились 18 келий для насельниц — простые деревянные избы, не было поначалу ни собственного храма, ни причта. В 1791—1798 годы в монастыре построена каменная церковь Вознесения Господня с приделами св. Николая чудотворца и св. вмч. Екатерины (архитектор Иван Кругликов). В 1816—1820 годы построена церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
В первой половине XIX века жизнь монастыря ознаменовалась тем, что в нем поселилась монахиня Миропия (Аденкова), с именем которой связано прославление чудотворной Вышенской (Казанской) иконы Богоматери. Заступница чудесным образом спасла монахиню от неминуемой смерти, когда та направлялась в Москву.
Конец XIX и начало XX века для Вознесенской обители было временем расцвета. Построены ещё 2-этажный каменный корпус, за чертой обители — 2-этажный странноприимный дом, баня, прачечная.
Разрушение монастыря началось с декабря 1918 года. В 1925 году Вознесенский храм был закрыт, ценности расхищались, в 1927 году храм передали горсовету «для использования в культурно-просветительных целях», с колокольни сняли колокола.
В 1988 году, в связи с тысячелетием Крещения Руси монастырь возвратили Русской Православной Церкви. 22 декабря 1992 года началось возрождение монастырской обители.
Дом Святителя Луки
В 1944 году Владыка Лука был назначен на Тамбовскую кафедру после десятилетий тюрем и ссылок; переехав в Тамбов, он поселился в доме Зайцевых на ул. Комсомольской, дом 9. Здесь Владыка «в полной мере почувствовал себя архиереем», много успешно оперировал в качестве главного консультанта тамбовских эвакогоспиталей, получил Сталинскую премию за фундаментальный труд «Очерки гнойной хирургии», закончил свой знаменитый богословский трактат «Дух, Душа и тело», получил высокую церковную награду — бриллиантовый крест на клобук.
В деревянном доме семьи Зайцевых святитель занимал две небольшие комнатки: кабинет-келью и помещение, где он принимал посетителей и пациентов.
Два с половиной года святитель трудился в маленькой комнатушке площадью в 14 кв.м.
Из воспоминаний Святителя: «небольшая комната, в которой он жил, по своей простоте была похожа на комнату бедного студента: стол у окна, стульчик, коечка и множество полок с книгами».
В данный момент на пожертвования и средства полученного президентского гранта практически полностью отреставрирован дом, в котором жил святитель Лука. В нем собраны письма и автографы Владыки, тексты его проповедей, книги из личной библиотеки с печатью «профессор медицины Ясенецкий-Войно», хирургические инструменты первой половины XX столетия.
После экскурсии каждый может получить несколько кусочков сахара, как благословения Святителя Луки, угощавшего чаем своих гостей.
Святитель Питирим Тамбовский
Святитель Питирим, епископ Тамбовский, в миру Прокопий, родился в XVII веке в городе Вязьме. С юности любимым занятием Прокопия стало чтение святоотеческой литературы и житий святых. Мальчик рос трудолюбивым, был наделен художественным талантом, писал иконы и был знатоком церковного пения. Решив посвятить себя Богу, он поступил в Вяземский Предтеченский мон6астырь. На 21 году жизни он принял монашество с именем Питирим. Своей духовной жизнью молодой инок заслужил уважение братии, и его избрали игуменом. 15 февраля 1685 года Патриарх рукоположил отца Питирима во епископа Тамбовского. Эта молодая епархия тогда страдала от нищеты и нуждалась в просвещении. Большую часть населения составляли язычники, иноверцы, а среди христиан многие были раскольниками и ссыльными преступниками. Святитель горячо взялся за своё новое послушание. Большое внимание он уделял именно духовному просвещению; часто совершал поездки по епархии, чтобы лучше знакомиться с нуждами приходов. Личным примером святой жизни и силой слова святитель многих раскольников и иноверцев привел к Православию. При этом он никогда не забывал о христианском смирении. Подобно подвижникам древности, епископ много времени уделял физическому труду. Отошёл ко Господу святитель Питирим в 1698 году, дожив 53 лет. Тело его было похоронено в Тамбовском Спасо-Преображенском соборе. Но и после кончины святителя Питирима его духовная связь с верующими не прервалась — по молитвам к нему у его гроба с тех пор стали совершаться различные чудеса.
Прп. Марфа Тамбовская
Родилась Марфа Апарина в семье дворянина в городе Саранске.
Около 1780 года, после смерти отца, вместе с матерью, двумя братьями — Иваном и Сергеем, и сестрой — Пелагеей переехала в город Кирсанов. По обустройстве в Кирсанове, братья вскоре были определены на службу.
Будущая старица с детства тянулась к подвижничеству. С малых лет Марфа перестала есть скоромную пищу. Так не раз мать с няней обнаруживали девочку горячо молящейся по ночам, за что бранили юную подвижницу. Часто она любила собирать подруг и рассказывать им, вместо шумных игр и потех, о Боге.
С каждым днем Марфа все больше и больше стремилась в монастырь, уединиться от мира и его суеты. Со слезами она уговаривала свою мать отпустить её, но тщетно. Девица носила черное платье и с позволения матери ходила в ту или другую обитель. Часто сама выполняла работу слуг, а если те провинятся, то брала их вину на себя.
После смерти матери преподобная собирает вокруг себя небольшую обитель девиц — тружениц. Настоятельницей этой обители становится её сестра — Пелагея. В одном из своих паломнических путешествий в Киев, приняла Марфа тайный постриг с именем Маргарита. Незадолго до кончины старица переехала из Кирсанова в Тамбов, где и отошла ко Господу 1 (14) сентября 1800 года. На теле почившей были одеты тяжелые вериги, ключ от которых так и не нашли.
На похороны святой пришел едва ли не весь город. Была она похоронена на Воздвиженском кладбище Тамбова, по левую сторону от алтаря кладбищенской церкви.
Прославлена в лике преподобных в 1988 году с установлением общецерковного празднования.
Источник святителя Питирима Тамбовского
Святой источник находится на Набережной канала реки Цны, напротив Спасо-Преображенского кафедрального собора, это один из трёх знаменитых святых источников открытых первым тамбовским епископом святителем Питиримом. По преданию, он собственноручно ископал три источника: у стен тамбовского Спасо-Преображенского собора, в селе Донском и основанном им Трегуляевом монастыре.
С момента открытия, в конце XVII века и до 20-х годов XX века, святой источник у Спасо-Преображенского собора был местом массового паломничества. Огромное количество тамбовчан и жителей ближних и дальних сёл и деревень шли за святой водой к источнику с надеждами на обретение благодати Божией, исцеление болезней и недугов, телесных или душевных.
В 1914 году к торжествам посвящённым канонизации святителя Питирима Тамбовского над источником была построена красивая, металлическая, водосвятная часовня, на пожертвование вдовы российского императора Александра III и матери Николая II — императрицы Марии Фёдоровны. От кафедрального собора к источнику была сооружена роскошная мраморная лестница.
После революции 1917 года, во времена богоборчества, властями было принято решение об уничтожении источника. Часовня была разрушена, а родник засыпан землёй. Но вскоре, родник вновь пробился и к нему потянулись паломники. Власти многократно оскверняли почитаемый родник, пытались его засыпать землей и мусором, но ничего не получилось и выходило и источник выбивал по прежнему.
В начале 2000-х годов Питиримовский источник в Тамбове был возрождён, территория была облагорожена.
В 2007 году над источником была восстановлена разрушенная часовня. В настоящее время святой источник щедро изливает свои воды для всех верующих из кувшина, в часовне святителя Питирима.
Икона Божией Матери Тамбовская
История иконы Пресвятой Богородицы Тамбовской (Уткинской) связана с именем святителя Питирима, епископа Тамбовского. Он привез икону в Тамбов в 1686 году. Хранилась икона в Уткинской церкви города Тамбова, отсюда и ее название.
В начале XIX века одному калужскому заштатному священнику, который страдал болезнью ног и не мог ходить, во сне явилась именно эта икона Божией Матери, и было сказано: «Отыщи эту икону. Молись перед ней, и ты получишь исцеление». После этого сна священник получил некоторое облегчение от своей болезни, так что смог ходить, и тотчас принялся разыскивать увиденную во сне икону. Посетив разные селения и города, он, наконец, добрался до Тамбова, где, осмотрев все церкви, обнаружил ту самую виденную во сне икону в алтаре Уткинского храма, а после молитвы перед ней получил совершенное исцеление.
После молебнов у иконы, как правило, после видения больным во сне Богородицы, было много чудесных исцелений. В 1888 по повелению Святейшего Синода был установлен праздник Тамбовской иконы (16 апреля) с непременными крестными ходами из всех церквей города Тамбова в честь праздника чудотворного образа.
Как и многие православные святыни, образ Пресвятой Богородицы Тамбовской во время гонений на Церковь революционного времени, пропал, и судьба его ныне неизвестна. Однако почитание иконы было настолько велико, что сохранилось множество чтимых списков этого чудотворного образа.
Храм Архистратига Михаила в пгт. Мордово
Строительство кирпичной церкви в селе Мордово началось во второй половине XIX века, поскольку прежняя церковь не вмещала всех прихожан (на то время в Мордове было 1200 дворов). Церковь завершена постройкой и освящена в 1909 году. Огромное здание храма вмещает до 5000 молящихся и является одним из крупнейших в Тамбовской области. Роспись стен в интерьере храма выполнить не удалось из-за начавшейся вскоре I мировой войны — средств на внутреннюю отделку не хватило. Украшением храма является керамический иконостас, доставленный в 1890 году из подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря. Керамический иконостас такого размера уникален.
Храм был закрыт в 1939 году, приспособлен под зернохранилище. Однако верующие жители Мордова не допустили проникновения хозяйственных помещений в алтарь церкви, отгородив его от остального помещения. Храм также намеревались взорвать, но прибывший с проверкой офицер написал в заключении, что взрыв мог бы повредить соседние дома и школьное здание (бывшая церковно-приходская церковь), и тем спас церковь от разрушения. Во время Второй мировой войны в храме размещался госпиталь. В гигиенических целях стены были побелены известью, при этом повреждены некоторые иконы.
В 1945 году здание храма было возвращено верующим. Тогда Тамбовской епархией управлял архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Храм реставрировался к 1000-летию Крещения Руси. В настоящее время проведена полная реконструкция здания.